Мировые финансы: Между аскетизмом и ростом
Мировой кризис длится уже пять лет. Больше всего аналитики опасаются за Европу – развала еврозоны пока не произошло, но это вполне может случиться в 2013 г. Прибавляет напряжения грядущий фискальный обрыв в США. А китайская экономика уже мало кому кажется мотором, который способен вытянуть весь мир из ямы.«Новых фундаментальных рисков нет – мы все их знаем, но и новых решений не появилось: все прежние эпицентры кризиса остаются в зоне риска», – констатировал на Финансовом форуме «Ведомостей» главный экономист «Дойче банка» в России Ярослав Лисоволик.
Из-за денежных вливаний центробанков доходности уже неодин год находятся нарекордно низких уровнях идолго так продолжаться неможет, предупредил директор Arbat Capital Алексей Голубович. По его мнению, нарынках гособлигаций развитых стран из-за этого надулся крупнейший за30лет пузырь. Ситуацию нестоит драматизировать, ответила ему первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова: «Когда участных участников рынка нет других источников финансирования, когда центробанки поддерживают спрос наэти бумаги через механизм рефинансирования, говорить отом, что пузырь нарынке госдолга западных стран лопнет, неприходится».
МВФ опубликовал самый мрачный с 2009 г. прогноз по росту мировой экономики: «Риски серьезного глобального замедления тревожно высоки. Главный вопрос сейчас состоит в том, проходит мировая экономика лишь очередной этап турбулентности или текущее замедление темпов будет носить длительный характер».
Прогноз ОЭСР на 2013–2015 гг. тоже назван «самым депрессивным» с 2008 г., когда мировая экономика переживала разгар кризиса. Аналитики ОЭСР считают, что экономика снова вернулась на нисходящий тренд, причем самая большая угроза исходит из зоны евро – и валютный союз может не сохраниться в прежней форме.
В следующем году рецессия захлестнет Грецию, Испанию, Италию, Кипр, Португалию и Словению, говорится в прогнозе Еврокомиссии. Даже Германия вошла в зону кризиса (прогноз роста на 2013 г. – символические 0,8%). Страны Северной Европы смогут избежать экономического спада, но напряженность в отношениях между севером и югом Европы вырастет, предупреждает Еврокомиссия. А долговой кризис, по ее прогнозу, будет нарастать: уровень госдолга в еврозоне увеличится с 88,8до 94,3% ВВП к 2014г. Рекордсменами останутся Греция и Италия. Госдолг еще в текущем году превысит размер ВВП у Португалии и Ирландии, Бельгия остановится на границе в 99,9% ВВП, но в следующем году пересечет отметку в 100%.
Раньше было ощущение, что в 2013г. европейская экономика начнет оживать, но эти надежды не оправдались, констатировали участники финансового форума. «Не вижу, что в ближайшее время может произойти какой-то перелом, – посетовал Венсан Шэньо, глава подразделения стратегии на валютном рынке и рынке инструментов с фиксированной доходностью Societe Generale CIB. – Мы прошли половину кризиса, но это далеко не конец». По его словам, весной рынки будут вновь тестировать Европу на прочность.
Рисков добавляет политическая нестабильность: в Европе в 2012–2013 гг. что ни месяц – то какие-нибудь выборы. Новости тревожные – по всей Европе наблюдается мощный рост сепаратизма и регионализма: экономические проблемы обострили все конфликты, которые тихо тлели на протяжении десятилетий. Сепаратизм проверяет на прочность Испанию, Бельгию, Великобританию и Италию.
Обострение сепаратизма в Европе резко контрастирует с официальной риторикой: лидеры ЕС утверждают, что выйти из кризиса можно только через усиление европейской интеграции, и много делают для этого. Наблюдатели, напротив, часто сравнивают нынешнюю ситуацию в Европе с распадом рублевой зоны и «парадом суверенитетов» в СССР, который тоже происходил на фоне серьезных экономических проблем. В какую сторону качнется лодка – не ясно.
Экономический кризис в Европе может привести как к развалу валютного союза, так и наоборот – к усилению европейской интеграции.
С другой стороны, кризис заставил страны европейской периферии провести важные реформы, взяв пример с более успешных соседей. Кроме того, у нас на глазах происходит создание европейского фискального союза, в котором в обмен на финансовую помощь и реструктуризацию долга страны периферии принимают обязательства вести намного более консервативную фискальную политику. Уже подписано соглашение о создании единого банковского регулятора в ЕС, готовятся соглашения по фискальной реформе еврозоны и о перераспределении полномочий по контролю над бюджетами стран между Еврокомиссией и национальными минфинами.
«Еще год назад никто неговорил офискальной ибанковской интеграции иневерил всоздание антикризисного фонда ESM, небыло ясности спомощью для Греции, а теперь все это есть», – перечислил поводы для оптимизма главный экономист порынкам Центральной иВосточной Европы ING Bank Саймон Кихано-Эванс. Он убежден, что через 3–6месяцев разговоры овыходе стран изеврозоны могут прекратиться ипотребительская уверенность пойдет вверх.
У Европы есть шансы, главное – найти баланс между закручиванием фискальных гаек и возможностями для экономического роста, полагает Альбертус Ригтер, исполнительный директор LGT Capital Partners. «Это как с Грецией – не получается одновременно затянуть пояса и дать стране расти», – объясняет он. ОЭСР в последнем обзоре констатировала, что меры бюджетной экономии, принятые европейскими странами вкризис, оказали куда более негативное влияние наэкономический рост, чем ожидалось. Меры бюджетной экономии среди 34членов ОЭСР привели кснижению совокупного экономического роста этих стран на0,25п.п. загод. Получается, что затягивание поясов ускоряет скольжение вниз. «К сожалению, здесь нет единого универсального решения – правительствам придется искать баланс между аскетизмом и ростом в каждом конкретном случае», – резюмировал Ригтер.
Хорошо, что больше нет безграничного источника средств для спасения безответственных членов еврозоны, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Если евро выстоит, что, скорее всего, произойдет, то Европу ожидает период ренессанса экономического роста – более быстрого, чем в последние 20лет, оптимистичен он.
«А вот если США не справятся с бюджетными проблемами и там начнется рецессия, то для всех это будет в шесть раз больнее, чем европейский кризис», – не жалел черных красок главный исполнительный директор «Дойче банка» в России Павел Теплухин, выступая на форуме.
Если американские политики не сумеют договориться и допустят падение с фискального обрыва, американская экономика в2013г. погрузится врецессию, что станет спусковым крючком для нового мирового кризиса. В частности, России это грозит падением цен насырье, резким ускорением оттока капитала изстраны, бюджетными проблемами иэкономическим спадом.
Откуда взялся фискальный обрыв? Летом 2011г.Америка была награни дефолта, ипосле ожесточенных баталий между демократами иреспубликанцами был достигнут компромисс: конгресс повысил потолок госдолга вобмен напрограмму сокращения бюджетных расходов. Всоответствии сэтой программой с1января 2013г. стартует автоматическое секвестирование расходов бюджета на$607 млрд, или 4% ВВП страны. Одновременно с1января отменяются налоговые льготы, которые вводил еще президент Джордж Буш-младший, т.е. встране существенно вырастут налоги. Совпадение повремени двух этих важнейших событий глава ФРС Бен Бернанке назвал фискальным обрывом – это будет самое масштабное фискальное сжатие вСША современ Великой депрессии. Пооценке бюджетного комитета конгресса, врезультате экономика США может потерять в2013 г.0,5%, по оценке Bank of America – 2% ВВП, Morgan Stanley и UBS – до 5% ВВП при худшем сценарии сучетом мультипликативного эффекта.
Чтобы предотвратить падение впропасть, президент Барак Обамапредложил конгрессу увеличить налоговыедоходы бюджета за счет повышения налогов для богатых американцев(семей сгодовым доходом свыше $250000). Нопри этом нетак сильно сокращать расходы. Республиканцы принципиально против повышения налогов, они требуют сокращения расходов, считая, что закручивание гаек оздоровит экономику.
Скорее всего, никакого фискального обрыва вообще небудет: судя по опросу Bloomberg, проведенному в декабре, трое из четырех инвесторов уверены, что президент Барак Обама и лидеры конгресса смогут договориться о новой налоговой политике.
Но серьезный риск может возникнуть через год-два, считает главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков: отрицательные процентные ставки ибюджетный дефицит в США науровне 7–9% ВВП – бомба замедленного действия. «Пенсионные фонды, страховые компании, эндаументы показывают отрицательную доходность, иэто может быть следующий пласт инвесторов, которых ждет кризис», – полагает он.
Немало опасений вызывает и Китай, предупредил Гавриленков. Если экономические проблемы западных стран хорошо известны, то торможение роста китайской экономики стало главным изменением в экономической картине мира в этом году – там наблюдается замедление уже семь кварталов подряд. Конечно, по сравнению с другими странами у Китая отличные результаты: рост – на уровне 7–7,5% в год. Но с уровня до 2008г. темпы роста упали примерно на треть: в 2012–2013 гг. у Китая будет самый медленный рост за 10 лет.
Причины замедления лежат на поверхности. Из-за падения спроса за рубежом Китай лишился главного двигателя своей экономики – роста экспорта. Чистый экспорт раньше добавлял росту ВВП 2–3процентных пункта, а теперь отнимает около 1п.п., подсчитали аналитики Credit Suisse. Кроме того, до сих пор в КНР были гигантские объемы капвложений – почти 50% ВВП. Созданная с их помощью база материальных активов теперь настолько велика, что темпы роста инвестиций не могут не снизиться, как и их вклад в ВВП, – с 6п.п. до 4п.п. Производственные мощности, которые активно наращивались в Китае в предыдущие годы, могут оказаться невостребованными, опасается Гавриленков.
Единственным значимым фактором роста в Китае остается потребление. Но запланированный переход на модель экономики потребления – процесс постепенный и медленный.
Хотя тот факт, что в стране к власти пришло новое поколение руководителей, прибавляет инвесторам оптимизма. А главное – уверенности и определенности. «Стало понятно, какой будет экономическая политика КНР в ближайшие 10 лет», – радуется Теплухин. Скорее всего, Китай будет следовать 12-му пятилетнему плану, главной экономической программе страны, которая предусматривает переход от экономического роста, основанного на модели экспорта, к модели внутреннего потребления. А продвижение юаня как резервной валюты, скорее всего, не произойдет до того, как китайская экономика станет более сбалансированной с точки зрения экспорта, внутреннего потребления и более развитого финансового рынка, полагает Гуриев. Несмотря на все риски, Гавриленков не ожидает каких-то потрясений со стороны Китая в следующем году.
Участники форума склоняются к тому, что всем нам надо запастись терпением на долгие годы: признаки скорого выхода из стагнации не просматриваются. По сути, структурный дисбаланс в мировой экономике, выплывший на поверхность в 2008г., никуда не делся. Мы ровно там же, где и были: долг такой же высокий, безработица такая же высокая, уровни капитальных инвестиций и деловой активности все такие же низкие, как и стремящиеся в отрицательную зону процентные ставки. Темпы роста экономик еще не совсем отрицательные, но они гораздо ниже того, к чему все привыкли. Развитые экономики наращивать потребление прежними темпами не могут, а развивающиеся экономики, соответственно, не могут прежними темпами экспортировать.
Вся эта картина сохранится и в следующем году – судя по выступлениям участников форума, непохоже, что есть какое-то универсальное средство, которое могло бы помочь глобальной экономике выбраться из ямы.
Регуляторы, конечно, очень стараются, но их силы на исходе, а результата все равно нет. Разнообразные программы центробанков в конечном счете увеличивали денежное предложение и снижали процентные ставки. Но это оказалось напрасным трудом: стимулирование конечного спроса с помощью увеличения денежного предложения во время рецессии малоэффективно – ликвидности много, а спроса на нее нет. Экспансия регуляторов беспрецедентна, на балансах центробанков США, Великобритании, еврозоны, Японии, Канады, Швеции и Швейцарии – $8трлн, около 20% ВВП этих стран, подсчитал Нейл Маккиннон из «ВТБ капитала». Но вливания ликвидности лишь усиливают дисбалансы в экономике.
Регуляторы и дальше будут тем или иным образом решать долговые проблемы либо на наднациональном уровне (выделение помощи и реструктуризация), либо на национальном (рекапитализация банковской системы): никто не хочет повторения драматического 2008 года. «Но правительства должны лучше распоряжаться временем, которое им покупают центральные банки», – подытожил Шэньо.