Без амбиций
Лакшми Миттал, основатель и гендиректор ArcelorMittal, в интервью The Wall Street Journal рассказал о новой стратегии компании: вместо приобретения новых горнорудных компаний и расширения бизнеса в Индии и Китае он планирует повышать прибыль на уже имеющихся предприятиях.
Разразившийся в 2008 г. кризис – не фаза цикла, а длительное явление, говорит Миттал, поэтому «сейчас мы направили усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании». Это означает продажу непрофильных активов, закрытие убыточных предприятий и инвестиции в те сегменты, где прибыль растет, – например, в производство легкой, высокопрочной стали для автомобилей. В ближайшие пять лет ArcelorMittal «постарается сохранить долю на всех рынках, где представлена», крупных слияний и поглощений не будет.
Создавая в 2006 г. крупнейшую в мире сталелитейную компанию, Миттал, по его признанию, «исходил из ожиданий в отношении перспектив рынка и роста, которые не оправдались». Тогда Миттал рассчитывал выпускать 120 млн т стали в год, закрепиться в Индии и Китае и приступить к освоению гигантских железорудных месторождений.
В реальности ArcelorMittal только обозначила присутствие в Китае (по 30% акций в двух сталелитейных компаниях и 50% в СП, строящем завод) и Индии (три проекта, по одному из которых идет согласование на покупку земли, требующее 400 разрешений), объем выплавки стали – лишь 90 млн т в год. А к инвестициям в месторождения компания теперь относится крайне осторожно.
По прогнозам аналитиков, в 2012 г. компания может получить нулевую прибыль (в 2011 г. – $2,26 млрд). Цена руды с момента слияния Arcelor с Mittal выросла с $33,45/т до $120/т. По данным McKinsey, издержки горнорудных компаний в мире росли в среднем на 10% в год.