Вечная ставка для профессора

Инвестиции в эндаумент-фонды вузов и финансирование постоянных профессорских позиций помогают привлекать западным университетам лучших преподавателей, развивать научные исследования и занимать первые строчки в международных рейтингах. В России такая форма благотворительности только начинает развиваться
В западных университетах давно сложилась традиция частных профессорских стипендий
В западных университетах давно сложилась традиция частных профессорских стипендий / J.SAGET / AFP

В России практика создания именных профессур и кафедр небогатая. В школе управления «Сколково» две именные кафедры: предпринимательского лидерства имени Дмитрия Зимина и управления проектами «Шлюмберже». В Высшей школе менеджмента СПбГУ есть профессор центра корпоративной социальной ответственности имени PwC. Именные позиции в РЭШ представлены компаниями ExxonMobil, BP, Nordea, Access Industries, Kinross, «Ренова», Промсвязьбанк, UBS, Alcoa, «Ренессанс капитал», PwC, Bank of America, JPMorgan, ING. Профессуры в Европейском университете поддерживают «МДМ банк», Coca-Cola, «Северсталь», BP, Barclays Capital.

Во время визита председателя совета директоров Novartis International Даниэля Васеллы в Россию в октябре было объявлено об учреждении бессрочной профессуры Novartis в Европейском университете в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). Novartis три года поддерживала кафедру социологии общественного здоровья и гендера в ЕУСПб, а в сентябре предложила создать бессрочную профессуру на основе крупного взноса в эндаумент, рассказывает проректор по развитию университета Александр Курылев. Сумма взноса не раскрывается.

Инициатива Novartis – одна из немногих бессрочных именных профессур в России. В 2008 г. такая позиция была учреждена в Российской экономической школе (РЭШ). По словам ректора РЭШ Сергея Гуриева, Банк Москвы пожертвовал в эндаумент школы сумму, доход от инвестирования которой покрывает зарплату полного профессора и все сопутствующие расходы. Всего в РЭШ создано 15 профессорских позиций, финансируемых донорами, но помимо этой все остальные финансируются на основе ежегодных целевых взносов, говорит Гуриев. В ЕУСПб именных стипендий теперь девять, восемь также являются ежегодным пожертвованием.

Возможность привлечения бессрочных средств доноров для финансирования профессорских позиций дает университетам возможность развиваться и привлекать лучших специалистов. По словам Гуриева, создание таких позиций позволило РЭШ сформировать критическую массу профессоров, привлеченных с международного академического рынка.

В большинстве случаев доходы от целевого взноса в эндаумент-фонд, направленного на постоянную профессуру, финансируют не только зарплату профессора, но также и зарплату ассистента или дополнительного исследователя, стипендии нескольким аспирантам, работающим под руководством этого профессора, небольшой исследовательский бюджет, расходы на поездки на конференции, семинары, подготовки публикаций и т.д., отмечает Курылев. То есть взнос направлен на финансирование небольшой исследовательской группы или кафедры, которая реализует образовательные и исследовательские проекты по определенной тематике под руководством постоянного профессора, заключает эксперт.

Не наш удел

Но в целом создавать именные профессуры компании не торопятся, хотя программы финансовой поддержки вузов есть у многих. Несколько лет существуют базовые кафедры «Яндекса» на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ и в отделении прикладной математики и информатики факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Компания оплачивает труд работников этих кафедр, а сам проект носит долгосрочный характер, сообщила пресс-служба «Яндекса». При выделении финансирования на дополнительные проекты, например на исследования, стремятся отдавать предпочтение тем кандидатам, чьи работы посвящены темам, соответствующим сфере деятельности компании.

В «Лукойле» есть программа грантовой поддержки молодых преподавателей. Ежегодно компания выплачивает корпоративные стипендии 90 молодым преподавателям, с 2007 по 2011 г. на эти цели было потрачено 36 млн руб.

Появлению долгосрочных благотворительных проектов через эндаументы, к которым относятся именные профессуры, у нас препятствуют неразвитая культура благотворительности и слабая исследовательская активность университетов, отмечает Курылев. Кроме того, подобная благотворительность предполагает довольно крупные суммы пожертвований, к чему не все компании готовы. Например, для финансирования профессорской позиции, по оценке Гуриева, требуется взнос в эндаумент примерно в $2 млн. Курылев говорит, что сумма зависит от специализации: для создания постоянной профессуры по корпоративным финансам потребуется взнос в эндаумент-фонд в размере $3–4 млн, в гуманитарных направлениях достаточно $1 млн.

Доноры обычно не получают прямой коммерческой выгоды от такого финансирования: профессора и студенты не ведут разработки, поддерживающие или представляющие в выгодном свете компанию и ее продукцию, говорит Курылев. Но в исследованиях, публикациях, выступлениях на научных конференциях и в СМИ в течение срока финансирования профессуры будет указываться имя донора. Novartis рассчитывает, что с помощью взноса в эндаумент ЕУСПб «обеспечит непрерывность научного процесса и развитие культуры инноваций в России», заявил «Ведомостям» Васелла. Целью компании является обеспечение доступа пациентов к новым эффективным препаратам, что возможно только в условиях ускоренных процессов разработки и высокого числа клинических исследований на новых рынках. Подобные инвестиции в подготовку высококвалифицированных специалистов и ученых связаны еще и с развитием бизнеса компании в России. Например, в 2011 г. Novartis приступила к строительству фармацевтического завода в Санкт-Петербурге и продолжает ряд других научно-исследовательских проектов с российскими партнерами.

Интересно, что многие из опрошенных «Ведомостями» крупных компаний из разных отраслей не знали о том, что такое именные или корпоративные профессуры. В России такая благотворительность пока остается уделом немногих крупных компаний, работающих на международном рынке. Именные и корпоративные профессорские позиции – это норма в западных университетах и, безусловно, станет нормой и в России – по крайней мере, в университетах, работающих на международном рынке, уверен Сергей Гуриев.