Прощай, ларек
До конца года команда Сергея Собянина ликвидирует последние ларьки лужковской эпохи. В результате инвентаризации мест лишаются и другие объекты – автомойки, АЗС, пункты шиномонтажаРовно два года назад Сергей Собянин начал борьбу с киосками и торговыми палатками в столице. В один день были отправлены в отставку главы управ «Тверская» и «Пресненская», и префектуры, еще не получив на руки распоряжения мэра, стали заставлять владельцев ларьков экстренно их сносить.
Позднее для размещения киосков Москомархитектура разработала специальную схему, предполагающую появление в городе 10000 новых объектов. С июня места под палатки распределяются через аукционы. За время существования схемы ликвидированы 9000 объектов незаконной торговли, сообщил на оперативном совещании Собянин. До конца года необходимо снести еще 2593 некапитальных объекта, следует из постановления городского правительства от 2 ноября (есть в постановлении и список таких объектов).
«Схемой размещения объектов мелкорозничной торговли определены места их расположения, торги уже начались, за разрешения люди заплатили большие деньги, поставили свои палатки. Но есть категория предпринимателей, которые работают незаконно – не перечисляют ни налоги, ни платежи за землю», – говорит заммэра по имущественным вопросам Наталья Сергунина. За два года не удалось ликвидировать все стихийные ларьки, объясняет источник в одной из московских префектур, многие из владельцев начинают юридически оспаривать решения властей в надежде затянуть время. «Поэтому вопрос решается радикально: земля городская, объекты перемещаем – и делайте с ними, что хотите», – говорит он.
В список объектов, которые должны быть ликвидированы, попали не только объекты торговли – их 1751. Оказались в списке около 50 автомоек, две АЗС и несколько десятков автосервисов. Часть из них построены и эксплуатируются на законных основаниях, утверждает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Например, автомойки на ул.Курганской, Плеханова, Свободы были построены по городской программе по развитию сети моечных постов (утверждена в 1995 г., по ней построено около 500 таких объектов). Владелец двух автомоек Сергей Макаров рассказал «Ведомостям», что построил их в 1997 г. «Москва выделила тогда землю на пять лет, на сами объекты оформили право собственности как на капитальные объекты», – рассказывает он. Но спустя пять лет город, по его словам, не стал продлевать права аренды на землю – их нет и сейчас. Арендная плата городу при этом платится регулярно, утверждает Макаров. «Бизнес вкладывал десятки миллионов рублей в подключение автомоек к городским сетям, и сейчас по документам они объекты капитального строительства. Это не торговый павильон, который можно перенести в другое место за один час! Это неотъемлемый объект городской инфраструктуры», – возмущается Небольсин.
«Если объекты попали в список [на демонтаж или перемещение], значит, у них нет разрешительных документов», – категорична Сергунина. С теми владельцами объектов, у кого оформлены права собственности, она обещает судиться. Документ мэрии прежде всего ударит по малому и среднему бизнесу и «Опора России» будет просить Собянина приостановить снос неторговых объектов и создать комиссию по изучению вопроса, говорит Небольсин. Один из возможных выходов, по его мнению, «амнистия», как в случае с гаражами и автомойками, попавшими в земли природоохранного комплекса.