Персона - Брэкен Даррелл, президент Logitech International
Брэкен Даррелл много чем занимался в своей жизни – бритвами, кухонной техникой, дезодорантами и кремами. Теперь он отвечает за популяцию компьютерных мышей. В этом году он стал президентом, а с января будет еще и гендиректором Logitech – производителя периферийных устройств для ПК. Пока что дела Logitech идут из рук вон плохо – компания, которую сравнивали с Apple, подешевела за два года на 40%Штрихи к портрету
«Дарреллу удалось собрать многонациональную команду, которая развивает немецкое наследие Braun <...> Он четко понимает, какую власть имеет дизайн [как важен он], чтобы достучаться до сердца потребителя», – говорил гендиректор Saatchi & Saatchi Кевин Роберт. Даррелл с женой Марией живут в Швейцарии. У них трое детей. В свободное время Даррелл увлекается чтением, баскетболом и триатлоном, написано на сайте колледжа Hendrix. Даррелл окончил его в 1985 г., а с 2009 г. входит в совет попечителей. Даррелл вырос в семье меломанов, где постоянно звучала музыка, от классики до современной, а почти все родственники умели играть на каком-нибудь инструменте. Сейчас музыканты зарабатывают на концертах, а не на продаже записей и это отлично, считает Даррелл: мы можем вживую видеть исполнение наших любимых песен.
Logitech
Производитель периферийных устройств для ПК. Акционеры: в свободном обращении – 78,44%, казначейские акции – 15,2%, сооснователю компании и члену совета директоров Даниэлю Борелю принадлежит 5,91%. Капитализация – $1,88 млрд. Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 31 марта 2012 г.): выручка – $2,3 млрд, чистая прибыль – $71,5 млн. Основана в 1981 г. Занимается производством периферийных устройств для персональных компьютеров – мышей, клавиатур, джойстиков, веб-камер.
С чем сравнивать Брэкен
Даррелл пришел в Logitech в апреле, как раз после окончания финансового года. Выручка компании за 2012 финансовый год составила $2,32 млрд, что немного ниже показателя предыдущего года – $2,36 млрд. При этом операционная прибыль упала на 50% до $72 млн, а чистая прибыль – на 44% до $71,5 млн. Ведомости
За последние два года швейцарская компания Logitech потеряла 40% своей стоимости. Не в последнюю очередь из-за неудачной стратегии на европейском рынке и непродуманного эксперимента с Google TV. Замысел был отличным – дать людям возможность с помощью телевизора лазить по интернету, смотреть онлайн телеканалы, YouTube, сидеть в соцсетях и проч. Телеприставка Logitech Revue на базе Google TV (цена для США – $300) заняла четвертое место в списке лучших гаджетов 2010 г. по версии журнала Time. Но потребители не впечатлились. Неудобно и громоздко, решили они.
В прошлом году Logitech несколько раз предупреждала о снижении прибыли. Акционеры посчитали, что в этой ситуации компания нуждается в новом генеральном директоре. Летом 2011 г. Джеральд Квиндлен ушел в отставку, его временно заменил председатель компании Гуеррино Де Лука, который уже работал гендиректором в 1998–2008 гг. Тем временем хедхантеры Logitech искали постоянного главу компании.
И вот 9 апреля Брэкен Даррелл стал президентом Logitech. Сейчас он отвечает за НИОКР, продажи и маркетинг, производство, управление, поставки, IT, кадры и за юридические вопросы. А с 1 января 2013 г. полностью заберет у Гуеррино Де Луки обязанности генерального директора. То есть добавит к своим полномочиям финансовую сферу и руководство подразделением LifeSize, производящим оборудование для аудио- и видеоконференцсвязи.
На Даррелла возлагают большие надежды. «Я не думаю, что произошел полный крах, хотя последние два года выдались крайне тяжелыми», – комментирует он положение дел. Де Лука говорит о нем как об «агенте перемен, который принесет инновации и изменит легендарный бренд». К изменениям Дарреллу не привыкать. Прежде он работал в Procter & Gamble, где занимался ребрендингом Old Spice. Даррелл сделал ставку на аудиторию помоложе той, на которую товар был рассчитан прежде. В итоге за два года продажи удвоились.
«В глубине души я маркетолог. Мне только и нужно, что шанс поработать с людьми над улучшением продукта. Это отличное занятие!» – к этому Даррелл не без хвастовства добавляет, что до сих пор пользуется Old Spice и ищет его на полках в каждом магазине, куда заходит. Правда, то же самое он говорит о кухонной технике Whirlpool, где когда-то работал.
Теперь же он в исследовательском центре Logitech в Лозанне набрасывает основные черты грядущей перестройки Logitech, которая выпускает периферийные устройства для компьютера. Даррелла можно не спрашивать, что за бренд стоит на мыши, клавиатуре или наушниках, которыми он пользуется дома. На работе его окружает гора последних разработок, с которыми компания связывает надежды на возрождение. Придуманную им стратегию Даррелл называет «Маленькая компания – великие продукты». Словосочетание great product (great, англ. – «великий, великолепный, восхитительный») – его любимое, так он говорил о товарах практически каждой компании, когда в ней работал.
В переговорной комнате журналисты рассматривают мини-выставку – мышки и клавиатуры, благодаря которым основанная в 1981 г. Logitech быстро вырвалась в лидеры отрасли. Но к 2008 г. компания стала слишком большой, сетует Даррелл, что сильно усложнило разработку новых устройств.
Так что Logitech стала уменьшаться. Усилиями Даррелла она сократила уже 450 рабочих мест, или 13,5% из 3300 своих сотрудников, не занятых на производстве. Попутно был убран один из слоев руководства. Так что менеджеры региональных бизнес-групп, например, теперь отчитываются напрямую перед президентом. Все это часть плана по сокращению издержек на $80 млн в год. Но основную ставку Даррелл делает на появление разработок, которые придутся по вкусу потребителям.
Раньше Logitech сравнивали с Apple в сфере периферийных устройств. Удобство и отличный дизайн позволили ей занять премиальный сектор рынка. Но за последние годы репутация компании пошатнулась. Слишком много посредственных продуктов она стала производить, жалуются аналитики. Попытка сыграть на опережение и застолбить место на развивающемся рынке Google TV окончилась тем, что компания не смогла решить технические проблемы, не смогла придумать удобный дизайн и отказалась от проекта, потеряв $100 млн. А значит, остальные направления исследований были недоинвестированы.
Logitech подкосило и изменение потребительских привычек. Люди стали массово увлекаться планшетниками вроде iPad, которым в отличие от настольных компьютеров и ноутбуков не обязательно требуются периферийные устройства. То есть то, на чем зарабатывает Logitech. Дальше будет только хуже. Исследовательская компания Gartner объявила, что в 2012 г. производство планшетников вырастет на 88%. А компьютеров и ноутбуков – только на 12%. «Наша главная проблема в том, что в нашей номенклатуре есть товары, которые не назовешь великолепными, – рассуждает Даррелл. – Мы снизили наши ожидания ниже приемлемого уровня».
Но хиты среди продукции Logitech все-таки еще есть. Даррелл отмечает моющуюся клавиатуру, которая выдерживает погружение под воду на глубину до одного фута, и ультратонкую клавиатуру для iPad. Сенсорные экраны, конечно, будут играть все более и более заметную роль, убеждает Даррелл, но от клавиатур и мышек человечеству никуда не уйти. Особенно тем, кто работает с документами. Продажи ультратонкой клавиатуры уже превысили ожидаемый уровень, а вскоре должны выйти новые ее модели. Правда, Даррелл избегает приводить точные цифры.
Компания воздерживается и от обнародования прогнозов на этот год. Вероятно, ей надоело выпускать предупреждения о снижении прибыли, а может быть, причиной тому царящая в мировой экономике неопределенность. Но Даррелл уверяет, что эффект от его деятельности будет виден уже во второй половине текущего финансового года (т. е. с 1 октября по 31 марта). Тем временем Logitech выплатит в этом месяце дивиденды, чего не было уже 16 лет. Инвесторы получат 0,81 швейцарского франка на акцию. Это должно немного успокоить недовольных тем, что с сентября 2010 г. бумаги компании потеряли более 40% (почти $1,4 млрд).
Компьютерный рынок постоянно меняется и поймать тренд на нем весьма непросто, равно как и определить требуемую рынком форму и размер периферийных устройств, рассказывает Даррелл. Apple всегда уделяла огромное внимание новым продуктам, да и другие высокотехнологичные компании работают скорее на будущее, рассуждает он: «При каждом значительном изменении компьютерной индустрии по компании пробегает дрожь. Это больно, мы замираем, а потом приспосабливаемся к новой реальности. Уже 30 лет [Logitech] удается это делать. И это наш план действий на будущее».
Вероятнее всего прорыв в двух сферах, предрекает Даррелл: сенсорные технологии (например, сенсорные мыши) и музыка. Со времени его детства, проведенного в Кентукки, мы стали слушать музыку совсем иначе. «Я усаживался перед радиоприемником и крутил ручку настройки до тех пор, пока не натыкался на понравившуюся песню. А потом снова принимался крутить, до следующего хита», – ностальгирует он. А сейчас люди стремятся к тому, чтобы музыку было можно не только легко найти, но и легко ею поделиться. Например, с помощью Bluetooth или небольших колонок, которые можно носить с собой. «К тому же будет все больший спрос на беспроводное оборудование, ведь люди не хотят разгуливать, путаясь в проводах», – предрекает он. CLN онлайн цитирует его речь на выставке IFA: «В этом году 20% проданных устройств для воспроизведения были беспроводными, а к 2014 г. эта цифра достигнет 80%».
А вот говоря о голосовом управлении или контроле с помощью жестов, когда компьютер распознает движения рук, Даррелл осторожничает. Он допускает, что это может стать дополнительным средством ввода информации в компьютер. Но клавиатуру не заменит. Точно так же, как далека от вымирания компьютерная мышь. Logitech продала в прошлом году более 95 млн этих устройств, т. е. на 7% больше, чем в позапрошлом. Правда, на прибыли это не сказалось.
«Да, было некоторое замедление темпов роста продаж мышек в ряде частей, – признает Даррелл. – Постоянный ли это тренд или временный, я не знаю. Но мы должны быть готовы ко всему».
По итогам 2012 финансового года объем розничных продаж всей линейки товаров Logitech упал на 2% по сравнению с предыдущим годом. При этом в ЕМЕА продажи выросли на 13%, в Азии – на 12%, а вот в Америке снизились на 17%.
«У современного мира есть восхитительная особенность. Он продолжает меняться. А это открывает все новые и новые возможности для роста. Так что мы собираемся активно развиваться во многих совершенно разных сферах», – говорит он.