Правила игры: Каким быть бизнес-омбудсмену в России
И все-таки не чиновник
Уполномоченным по защите прав предпринимателей назначен председатель «Деловой России» Борис Титов, сообщил 22 мая президент Владимир Путин. Титов – основной владелец и исполнительный директор группы компаний Solvalub, член Общественной палаты РФ, в прошлом – один из сопредседателей партии «Правое дело». Первым из руководителей бизнес-ассоциаций поддержал в прошлом году Общероссийский народный фронт Путина. По инициативе Титова «Деловая Россия» ведет несколько проектов, связанных с защитой прав предпринимателей, главный из которых – «Бизнес против коррупции»: он оказывает правовую поддержку бизнесменам, столкнувшимся с попытками отъема бизнеса с использованием административного ресурса. Лично Титов продвигает либерализацию «экономических» статей Уголовного кодекса: реформу ст. 159 УК («мошенничество») и изменение порядка возбуждения дел (только при наличии заявления потерпевшего). Титов предлагал максимально упростить трудовую миграцию для иностранцев, отменить любые налоги для малого бизнеса, переведя его на патентную систему, выступал за резкое снижение страховых взносов. «Ведомости»
В нашей конференции есть сессия «Вызовы для малого бизнеса в России». На мой взгляд, это название не совсем точно. Вызовы стоят не перед малым бизнесом. Малый бизнес – это эффективный инструмент достижения всех целей и задач, которые стоят сейчас перед нашей экономикой. Он быстро адаптируется, он способен быстро создать новые рабочие места, он мобилен.
Поэтому вызовы стоят не перед малым бизнесом, а перед правительством. И наша задача как чиновников соответствовать этим вызовам и создать максимально комфортную среду для малого бизнеса.
Что мы видим сегодня? Мы наблюдаем отток капитала из страны. Но с этим можно справиться. Гораздо хуже, что идет отток человеческого капитала. Из страны уезжают люди. И надо понимать, что уезжают не самые худшие, а скорее – лучшие.
Значит, необходимо создавать комфортные условия для проживания и, соответственно, для бизнеса. Если человеку здесь некомфортно жить, некомфортно работать, если он здесь не может заработать, это проблема.
Резюме здесь такое: мы воспринимаем себя как чиновников, перед которыми предприниматели, в том числе и малый бизнес, и формулируют вызовы. И наша задача соответствовать этим вызовам.
Около двух лет назад в России был создан институт защиты прав инвесторов. Возглавляет его, является инвестиционным омбудсменом, первый заместитель председателя правительства Игорь Иванович Шувалов. А мы выполняем функции аппарата этого омбудсмена и подготовили предложения по распространению практики защиты на все предпринимательское сообщество, а не только на иностранные компании.
Ведь, разумеется, проблемы возникают не только и не столько у иностранных или крупных компаний. Проблемы возникают у всего бизнеса в целом. И неспособность существующих институтов решать эти проблемы или сформировать среду, в которой эти проблемы не возникали бы или быстро решались, и привела к необходимости создания поста специального уполномоченного.
Чиновник, который будет исполнять функции омбудсмена, и его аппарат должны понять одну очень простую вещь. Можно на бумаге написать прекрасный регламент, описав все схемы взаимодействия чиновников на федеральном уровне, на региональном уровне, с другими органами исполнительной власти, с правоохранительными органами, с бизнес-сообществом. Но если у него не будет мотивации работать, решать возникающие у бизнеса проблемы, то все эти регламенты останутся простой бумажкой и разочарование от этого института наступит очень быстро.
Главное, что мы хотим видеть в качестве результата работы омбудсмена – это изменение, перенастройка отношения между предпринимательским сообществом и органами власти (по крайней мере с теми, к которым предприниматели обращаются со своими жалобами). Особенно это актуально для регионов, потому что две трети проблем возникает именно там – с местными администрациями, с муниципальными администрациями, в рамках корпоративных конфликтов с компаниями, которые аффилированы с местными администрациями.
Важным здесь является не только то, что у каждого предпринимателя будет мобильный телефон губернатора, а то, что губернатор выстроит деятельность чиновников в своей администрации так, чтобы этим номером не пользовались. Чтобы вся система власти в регионе была настроена на то, чтобы у предпринимательства проблемы не возникали. А если и возникали, то очень быстро решались бы.
Почему на федеральном уровне не работает модель, когда омбудсменом является предприниматель? Почему он должен быть чиновником? Ответ очень простой. Проблемы у предпринимателя возникают как результат действия или бездействия чиновников. И человек, который будет защищать права предпринимателей, должен быть не только комфортен для бизнес-среды, но и хорошо разбираться в системе принятия решений в органах власти, и управлять этим процессом.
В чем одна из причин успеха института омбудсмена, когда мы занимались рассмотрением обращений иностранных компаний? В том, что этим занимается отдельный департамент в министерстве, что позволяет нам в рамках существующих процедур выстраивать эффективное взаимодействие с другими органами власти и фактически заставлять исполнять решения, которые мы принимаем на совещаниях.
Я боюсь, что если омбудсменом будет предприниматель, а не чиновник, такого эффективного взаимодействия в органе власти, чтобы решить конкретную проблему, выявить системные причины, приведшие к ней (в том числе – несовершенство законодательства), не будет. Потому что все проблемы можно условно разделить на две части. Либо это несовершенство законодательства (когда какие-то правовые пробелы позволяют чиновнику действовать так или иначе, нарушать права или аргументированно объяснять свое бездействие). Либо это заведомо противоправные действия (или бездействие) чиновников. И в этом случае нужно административно очень быстро решать существующие проблемы, понуждать, принуждать соответствующего бюрократа предпринять необходимые действия или остановить какие-то неправомерные действия.
Пусть каждый будет занят своим делом. Предприниматель будет зарабатывать деньги, а чиновники станут наконец такими чиновниками, которые будут не мешать, а помогать ему эти деньги зарабатывать.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что в правительстве работают все-таки не бюрократы, не чиновники, которые оторваны от бизнеса и от реальной жизни, стремящиеся лишь устанавливать новые или защищать старые административные барьеры.