Доходное место: Виды на воду
Протяженность Москвы-реки в черте города составляет 75 км. Значение ее для столицы не менее важно, чем Темзы в Лондоне или Сены в Париже.Водный мир
В центре Парижа у берегов Сены пришвартованы сотни судов и суденышек. Для них здесь создана сеть пристаней, речных топливных заправок, магазинчиков, закусочных и ресторанов, к которым тоже можно пришвартоваться. Вдоль набережных плотными рядами стоят дома на воде – баржи и дебаркадеры. На одной цветет розовый сад, а на другой под полосатым навесом дремлет упитанный кот. В плавучих домах живут и обычные французы, и легендарные личности, например Пьер Ришар. В Венеции, Нидерландах, Лондоне и Париже сетью пассажирских водных маршрутов активно пользуются и туристы, и сами горожане. В Дубае водное такси сделано с восточным размахом: каждое место на таком судне (оно рассчитано на 11 человек) оборудовано LCD-монитором с дистанционным управлением, есть раздвижные столики и кондиционер. Дубайское водное такси можно заказать по телефону или поймать у одной из ближайших станций метро.
Теплоходные прогулки по Москве
В Москве речные трамвайчики появились в 1923 г. Первоначально ими заведовало Московско-Окское управление речного транспорта, в 1933 г. было организовано специализированное Московское пригородное пароходство, флот которого состоял из 70 катеров производства Городецкой верфи. Суда брали на борт от 40 до 100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост – Заозерье и Дорогомиловский мост – завод АМО. Начиная с 1960-х гг. внутригородские и пригородные линии обслуживались скоростными судами на подводных крыльях. Речные трамваи «Москвич» сменили на более современные типа «Москва», которые в настоящее время и составляют основу столичного парка прогулочных теплоходов. На пригородных линиях в основном работали скоростные «Ракеты». Вплоть до 2006 г. перевозки пассажиров на водном общественном транспорте осуществляла компания «Пассажирский порт» (ныне Столичная судоходная компания). Нынешние туристические маршруты проходят по Москве-реке на трех независимых участках, разделенных между собой шлюзами. Суда курсируют в районе Строгина, Серебряного бора и музея-усадьбы «Коломенское», от Киевского вокзала до Новоспасского моста.
На дебаркадерах у московских набережных в основном расположены рестораны
Но социальная и культурная роль реки в жизни «порта пяти морей» близка к нулю. Кто и как зарабатывает на московской воде, разбирался корреспондент «Ведомостей».
Первые проекты оживления городской водной артерии появились в канун Олимпиады-80. Например, обсуждался проект туристического маршрута «Москва-река»: прилетев в «Шереметьево-2», толпы интуристов должны были пересаживаться на комфортабельные лайнеры на Клязьминском водохранилище и, наслаждаясь красотами советской столицы, добираться к самому ее сердцу. Проект зарубили из-за пейзажа – гостям пришлось бы любоваться промзонами и каменными стенками канала.
По мнению Дмитрия Балыкова, гендиректора Столичной судоходной компании, как раз с 1980-х гг. пассажирские перевозки по воде перешли в разряд прогулочных, экскурсионных и развлекательных. «Метро ежедневно перевозит 10 млн пассажиров, а по реке в день мы можем перевозить не более 10 000 – менее 1% в общем объеме», – объясняет он.
Но от видов на реку городские власти никогда не отказывались и не собираются. В планах столичного правительства до 2016 г. разместить на всем протяжении Москвы-реки (185 км) гостиницы, рестораны и парковки. Кроме того, водный транспорт предполагают привлечь на борьбу с пробками (соответствующая подпрограмма есть в госпрограмме «Развитие транспортной системы на 2012–2016 гг.»). На развитие внутреннего водного транспорта программой предусмотрено до 2016 г. около 33 млн руб., предполагается, что это будут деньги инвесторов.
Такси к причалу
Речные трамвайчики и такси (39 транспортных единиц в 2016 г.) должны стать частью городской транспортной инфраструктуры, как это уже случилось в Санкт-Петербурге. Там с прошлого года открыто четыре регулярных маршрута. Правда, почти сразу возник конфликт между таксистами и владельцами пассажирских судов (проезд в водной маршрутке в прошлом году стоил около 50–100 руб., а часовая прогулка на теплоходе – от 400 руб. на человека). Во Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге и Калининграде тоже надеются спустить маршрутки на воду, но не раньше чем к 2018 г.
В Москве также предполагают увеличить объем грузоперевозок по воде с 2,9 млн т в 2011 г. до 6,5 млн т в 2016 г., чтобы снизить нагрузку на улично-дорожную сеть. К 2015 г. планируется реконструировать Южный и Северный речные порты.
По прогнозам чиновников из департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, к 2016 г. объем пассажирских перевозок всевозможными речными судами должен составить 2,5 млн человек (в настоящее время ими пользуется около 0,9 млн). Для горожан это означает возможность объезжать по воде пробки, для гостей – расширение туристических маршрутов. Как минимум те и другие смогут быстрее пересекать Москву-реку.
В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры уточняют: чтобы речной пассажирский транспорт смог стать достойной альтернативой наземному, он должен быть скоростным (не менее 30 км/ч) и приемлемым по цене (в пределах 50 руб.).
7 июня на воду спустили сделанное в Твери судно, которое сейчас проходит испытания. «Затем должно быть получено разрешение Росрегистра. И уже в этом сезоне судно будет курсировать по маршруту Печатники – Южный порт, перевозить одновременно до 30 человек, – сообщила пресс-служба департамента. – Если эксперимент удастся, подобные маршрутки будут поставлены на поток и со следующего года водный транспорт заработает в полную силу».
Такое возможно лишь при финансовой поддержке государства: с учетом короткой навигации судно окупается через 10, а то и 20 лет, что для частных инвесторов малопривлекательно, считает Дмитрий Балыков. Сейчас, по его мнению, река оторвана от системы городского транспорта. Прокладывать маршруты водного такси по Москве-реке – дело хлопотное. Шлюзы делят ее на три отрезка: на пути от Южного до Северного речного порта шесть шлюзовых камер, потерять на прохождении которых можно целый день.
«На берег ежегодно списывается от 5 до 10% судов по старости, по техническому состоянию, а восполняется (строится) в основном только грузовой транспорт и небольшие пассажирские суда», – рассказывает Дмитрий Балыков. С 1990 г., по его данным, не был построен ни один новый «пассажир»: «Новострой обходится примерно в 5 млн евро. На такой риск мало кто пойдет». Хотя, по его же словам, Московский судоремонтный и судостроительный завод загружен по полной программе: «Мы сейчас там тоже строим для себя прогулочные суда, маленькие, на 120 человек. В развлекательный и экскурсионный формат мы понемногу вкладываемся».
Прокатиться с ветерком (соблюдая скоростной режим – 5–7 узлов, или 10-12 км/ч) можно между шлюзами. Время в пути от Коломенского до «Москва-сити» на небольшом катере составляет около часа. В часы пик на автомобиле это расстояние можно преодолеть за 2–3 часа.
Прогулочные теплоходы по Москве-реке «гоняют» в основном четыре компании: Столичная судоходная компания, «Речфлот», «Водоход» и «Мегафлот». Самая крупная на сегодняшний день – «Столичная судоходная» (более 55 прогулочных и служебно-вспомогательных судов). Ежегодно компания перевозит свыше 1 млн туристов.
Оператором пяти судов ледового класса выступает ОАО «Гостиница «Украина». Теплоходы флотилии «Рэдиссон ройал, Москва» (длина – 50 м, ширина – 9,5 м, скорость – 10 узлов) перевозят пассажиров и зимой, и летом. В начале сезона компания обустроила себе еще один причал (помимо того, что уже действует у гостиницы «Украина») на территории ЦПКиО им. Горького. Билет для взрослого стоит 900 руб.
Если судно – не ледокол, то возможность бороздить просторы Москвы-реки длится 5–6 месяцев (с конца апреля до середины октября). Еще полгода для судоходных компаний – мертвый сезон. И вообще климатические условия тяжелые. «Обилие осадков или резкое потепление может привести к изменению поведения реки. Так, например, этой весной уровень воды в Москве-реке буквально за один день поднялся на метр выше нормы, – рассказывает Светлана Вебер, PR-директор компании Radisson Moscow. – Соответственно, выход в рейс откладывается до того момента, пока река не войдет в норму».
«Мы работаем в среднем пять месяцев в году, а налоги и зарплату платим круглогодично. Кроме того, мы по тем же ценам, что и владельцы наземного транспорта, покупаем топливо», – делится Балыков. Грузовые перевозки, по его словам, можно назвать рентабельными: «Один сухогруз перевозит столько же, сколько 1000 фур. Застройщик, который заказывает песок, может сэкономить 1–2%, но ждать доставки ему придется дольше. Пока у нас с точки зрения логистики пользоваться автомобильным транспортом выгоднее».
Благодаря перевозкам нефтепродуктов, зерна и нерудных строительных материалов (песок) строительство новых грузовых судов в этом году, по данным Балыкова, хотя бы стало безубыточным, получили развитие контейнерные перевозки: «Вот это направление можно назвать перспективным, но требующим господдержки».
Ох, лето
Пока власти решают, быть или не быть альтернативному транспорту и как обустроить парковки для автомобилей на баржах-накопителях, предприниматели медленно, но верно пристраиваются к набережным и осваивают берега в пойме реки.
С конца апреля и до середины октября, особенно по выходным, в московских яхт-клубах, на городских коммерческих пляжах (купальный сезон открывается 1 июня), ресторанах-дебаркадерах и частных причалах яблоку негде упасть. «Мало пока реализованных проектов на воде», – объясняет Ирина Могилатова, гендиректор агентства Tweed. Ее мнение разделяют и в пресс-службе ЦПКиО им. Горького.
Тем не менее в черте города на Москве-реке несколько пляжей. Самые известные – в Строгине, Серебряном бору, Троице-Лыкове и Рублеве. На приличных пляжах есть души и питьевые фонтанчики, кафе, спортивные площадки для активного отдыха и спасательные станции. В пунктах проката – лежаки, наборы для тенниса, катамараны или лодки.
После серьезной модернизации зона отдыха с пляжем открылась в Парке Горького. Купаться в центре Москвы нельзя, зато можно загорать. В пляжной зоне для посетителей предусмотрены кафе, туалет и бесплатный беспроводной интернет. Пляж у Андреевского моста разделен на две зоны: традиционная, с шезлонгами и зонтами, и «Деревянные дюны» – их образуют многоуровневые наклонные плоскости, для принятия солнечных ванн шезлонги не требуются. Общая территория пляжа – 500 кв. м, он рассчитан на 400 человек.
Где бросить якорь
По статистике Государственной инспекции маломерных судов, каждую неделю в Москве приобретается в частное пользование около 150 лодок с мотором.
Для потенциальных яхтсменов на территории МВЦ «Крокус экспо» в пойме Москвы-реки ежегодно проводится выставка «Московское боут шоу». «В этом году было представлено более 400 яхт, в том числе самые большие лодки, которые когда-либо экспонировались в России, – 19-метровые Princess 54, Princess 50 от компании «Норд марин» и спортивный катер Baja от Burevestnik Group», – рассказывает Николай Мишин, директор департамента развития Crocus Group. Стоимость плавсредств начинается от 5 млн руб., верхний предел не установлен.
Столичные яхт-клубы кучкуются на севере и северо-западе Москвы. Рядом с «Крокус экспо» в акватории Москвы-реки в яхт-клубе Shore House ежедневно (в сезон) размещается более 40 яхт и катеров разных размеров. Гостевая пристань вмещает 50 маломерных судов. Минимальная стоимость стоянки в сутки для судна длиной от 7 м обойдется его владельцу в 120 руб. за метр длины.
На месте бывшего Водного стадиона в 2007 г. открылся Royal Yacht Club – совместный проект Azimut-Benetti Group и МГО ВФСО «Динамо». Есть пирсы, ресторан, пляж, бизнес-центр и апартаменты. Можно арендовать лодку или позагорать на пляже. Подойти на яхте к причалу могут только члены клуба. Марина принимает до 190 яхт длиной от 6 до 30 м и с осадкой до 8 м.
В ЖК «Алые паруса», раскинувшемся у восьмого шлюза, при яхт-клубе тоже есть несколько гостевых парковок для яхт с осадкой до 2,5 м. Стоянка в сутки обойдется в 150 руб. за метр судна. Всего здесь может стоять до 42 яхт размером до 20 м.
В акватории ЖК «Город яхт» на берегу Химкинского водохранилища собственный яхт-клуб с причалами на 90 судов размером до 25 м с осадкой до 4 м, открытый и закрытый бассейны, пляж и ресторан.
Яхтенный порт Строгина рассчитан на 50 судов длиной от 5 до 15 м. Набор услуг: парковка (от 150 руб. за метр длины), заправка водой и топливом, подача электричества, мойка, мелкий ремонт, боцманская служба, которая может оказать помощь на воде в случае аварии, подъем и спуск лодок.
Городских (муниципальных) причалов для маломерных судов в черте города нет, все пристани вдоль Москвы-реки приспособлены в основном для прогулочных теплоходов. «Причалов нужно в 2–3 раза больше. Заправка есть только в районе Хлебникова. На воде в черте города теплоходы заправляются танкерами (таких в Москве два)», – описывает Балыков.
Движимое недвижимое
На дебаркадерах, припаркованных у московских берегов, расположены не только рестораны и кафе, но и выставочные центры – например, в районе Преображенской площади – и бассейны (такие есть в районе Серебряного бора). В первую очередь развивается самый рентабельный сектор – дорогие рестораны на престижных набережных (Фрунзенской, Саввинской, Бережковской, Краснопресненской). Все в русле традиций: в XII в. на дебаркадерах (от французского debarquer – «сходить», «выгружать на берег», barque – «большая лодка», «барка») в Европе ставили свои скамьи и столы самые расторопные менялы и торговцы, а в конце XVII в. на них появились первые таверны.
При мэре Юрии Лужкове практика выдачи лицензий на водопользование в акватории Москвы-реки практически отсутствовала. Мотив для отказа в лицензии был простой: да, вода федеральная, но берега муниципальные и коммуникации тоже принадлежат городу. «Река – это федеральная собственность, а ее берега находятся в хозяйственном ведении Москвы, – подтверждает Дмитрий Балыков. – Частью этого хозяйства заведует ГУП «Гормост». Существует порядок размещения зданий и сооружений на берегах Москвы. Выдают разрешение на их застройку и использование около пяти организаций на основании договора водопользования».
Нынешние московские власти к дебаркадерам более лояльны. В частности, не снят с повестки дня вопрос о строительстве перехваточных парковок на баржах и планы возложить на дебаркадеры ответственную рекреационную миссию. Власти планируют способствовать развитию сети дебаркадеров, на которых будут размещаться рестораны, гостиницы, офисы и парковки.
Ирина Могилатова считает, что предприниматели, стремящиеся установить в столице новые дебаркадеры, переоценивают коммерческую привлекательность подобной недвижимости, основным минусом которой она называет «ненадежность юридических прав». «По сути, это временные сооружения, и ценность их как качественного объекта недвижимости невелика. Дебаркадеры могут быть интересны лишь ресторанам и гостиницам – им эта временность не помеха», – говорит Могилатова.
Дебаркадеры выгодны, возражает директор по маркетингу департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. «1 кв. м помещения, которое можно использовать под ресторан в центре Москвы, например в районе Красной Пресни, предлагается по $1500–3000, т. е. сопоставимая с дебаркадером площадь (1000 кв. м) обойдется в $1,5–3 млн», – подсчитывает он. Цены на дебаркадеры начинаются от 2 млн руб. (есть и за 7–10 млн руб.).
Дорогой вид
В определенном смысле использовать реку в собственных интересах могут и продавцы столичного жилья – с видом на воду оно выставляется на продажу на 30–40% дороже.
По данным «НДВ-недвижимости», у воды расположено 17 новостроек, или 27 корпусов, в Басманном, Вешняках, Хорошево-Мневниках, Гольянове, Измайлове, Левобережном, Нагатино-Садовниках, Раменках, Строгине, Таганском и Южнопортовом районах. В общей структуре предложения они занимают 14,6%. Чуть менее половины объектов у воды приходится на Северо-Западный округ столицы.
Специалисты Penny Lane Realty даже составили рейтинг московских районов, где есть собственная «большая вода». В рейтинге учитывались наличие набережной, наибольшая стоимость жилого квадратного метра на рынке новостроек и покупательский спрос. Лидируют Хамовники, где цена 1 кв. м доходит до $30 000 (в среднем – $12 000). На 2-м месте – Покровское-Стрешнево, где максимальная стоимость – $15 000 за 1 кв. м (средняя – $5500 за 1 кв. м). Между тем большая часть элитных объектов с видом на воду сосредоточена в районе Замоскворечья и Плющихи (ЖК «Аквамарин», «Империя», «Коперник», «Ривер хаус»), подсчитали в агентстве EliteСenter. На 2-м месте по количеству предложений – Остоженка, на 3-м – апартаменты в ММДЦ «Москва-сити». Однако, по данным аналитиков компании, только 20% покупателей дорогой недвижимости хотят видеть из окна квартиры живописные набережные, а сам спрос на жилье у воды сохраняется лишь в связи с тем, что предложение ограниченно.