Мнение эксперта: Петербургу нужно туристическое лобби


Несмотря на свой относительно небольшой возраст, Петербург имеет богатую историю, которая среди прочего проявляется в большом количестве парков, дворцов и других мест, привлекающих в город отечественных и зарубежных туристов. По количеству достопримечательностей и предметов туристического интереса город на Неве, наверное, способен соперничать лишь с Римом, успешно опережая прочие европейские города и столицы. Однако, если посмотреть на данные турпотока, ситуация выглядит с точностью до наоборот. Так почему же Питер, обладающий такими богатствами, не может угнаться за другими городами Европы?

Прежде всего, виновата в этом городская инфраструктура. Конечно, музеев, парков, скверов и памятников у нас достаточно. Хорошо раскрыта и царская дореволюционная тема, не менее качественно представлены революционные годы и времена СССР, даже постсоветская Россия уже нашла свое отражение в культурно-историческом контексте, но ведь турист не только ходит в музеи и осматривает достопримечательности, он еще где-то живет, спит, ест и передвигается по городу. А здесь-то как раз не все благополучно.

Если с ресторанами и отелями у нас более-менее приемлемо (я не буду вновь поднимать избитый тезис про нехватку трехзвездочных отелей), то с транспортом в городе беда. Аэропорт «Пулково» работает на пределе своих возможностей, и дальнейшее увеличение пассажиропотока невозможно ни технически, ни организационно. Железнодорожный транспорт в Северо-Западном регионе РФ, конечно, развит, но качество поездов больше подходит для эвакуации, чем для приятной поездки под мерный стук колес. Открытый несколько лет назад порт позволил увеличить турпоток за счет пассажиров круизных лайнеров, но при этом пробки на выезде с Васильевского острова, связанного с другими районами лишь четырьмя мостами, напрочь убивают все полученные преимущества. Неудивительно, что многие туристы, как и до открытия современного пассажирского терминала, предпочитают не сходить на берег и остаются на борту лайнера. Автомобильный туризм тоже не в чести. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на качество российских дорог.

Отдельная лебединая песня туриста – это российская виза. Ее получение – настоящее испытание, и успешное завершение процесса должно вызывать гордость: «Смотрите, я все-таки получил ее». В отличие от русских, у которых преодоление трудностей заложено в характере, иностранец скорее предпочтет другую страну и другой город, где будут рады его деньгам куда больше. Можно еще напомнить о воровстве, отсутствии единых информационных центров и качественной туристско-справочной службы, трудностях кириллицы для иностранцев, отсутствии достаточного количества информационных табличек, стендов и указателей на английском языке. Все эти проблемы способны свести на нет все богатство нашей истории и культуры, которое так востребовано на Западе, которым хотят наслаждаться за деньги, причем за хорошие.

Чтобы не заканчивать на печальной ноте, попробуем разобраться, что же надо сделать, чтобы исправить эту ситуацию? В нашем случае необходимо, прежде всего, появление туристического лобби, которое начнет поднимать и решать вопросы, связанные с гостеприимством в Петербурге.

Например, некоторое время назад был упрощен процесс получения российской визы для круизных пассажиров, которые находятся в городе менее 72 часов. Теперь надо стремиться ввести безвизовый режим для тех, кто прибывает в город на других видах транспорта на те же трое суток. Если транспортную проблему и расширение аэропорта решить не так просто, то разработать внятную политику в сфере гостеприимства вполне по силам. В частности, создать единое информационное пространство, попадая в которое иностранный турист мог бы узнать время работы музеев, расписание городского транспорта, безопасно добраться из одного района города в другой и многое другое. Со стороны отельеров и рестораторов хотелось бы видеть более внятную ценовую политику (а не попытку урвать максимум здесь и сейчас, воспользовавшись моментом) и создание по-настоящему интересных объектов гостеприимства и общепита, а не просто еще одной точки на карте, где можно поесть или переночевать. Сделав хотя бы первые шаги, мы сможем создать в городе более приятную и комфортную для туристов обстановку.

P. S. Замечу, что я не затронул тему делового, инсентив- и конгресс-туризма, в котором проблем еще больше, чем в сфере обычного туризма.