В главных ролях: Нужна новая индустриализация
НП «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП)
Исследовательская организация. Учредители (данные ЕГРЮЛ на 20.01.2003) – Елена Абрамова, Андрей Белоусов, Борис Кузнецов, Игорь Поляков, Олег Солнцев. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 7,5 млн руб., прибыль – 504 000 руб. Основан в 1997 г. Сумма госконтрактов (2011 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 29,3 млн руб.
Медленный выход России из экономического кризиса – со среднесрочными темпами примерно 4–4,5% в год (т. е. вдвое меньше, чем до кризиса), причем на фоне очень благоприятной внешней конъюнктуры, показывает, что потенциал «старой» экономической модели уже исчерпался, а «новую» – только предстоит создать. Рост физических объемов экспорта сырья приостановился, что автоматически вычитает из экономического роста 1–1,5 п. п. Возможности расширения зарплаты в корпоративном секторе ограничены, с одной стороны, напряженностью финансов предприятий в условиях необходимости масштабного повышения инвестиций, с другой – уже практически состоявшимся выходом оплаты труда в России на уровень восточноевропейских стран, а значит, ограничены и возможности расширения главного драйвера докризисного экономического роста, потребления населения.
При этом в силу набранных социальных обязательств, необходимости модернизации инфраструктуры и производственного аппарата, выполнения гособоронзаказа и т. д. сохранение достигнутой социально-экономической стабильности возможно только в условиях прироста ВВП в среднем на 5,2–5,7% в год в ближайшие несколько лет. То есть российской экономике не хватает примерно 1–1,5 п. п. роста в год.
Если их не удастся достичь, вероятен бюджетный кризис с попыткой обеспечить реализацию социальных обязательств за счет снижения государственных инвестиций, поддержки экономики и гособоронзаказа, а также повышения «не слишком вредных» для роста налогов.
Затем замедление экономического роста, усиливаемое плохой инфраструктурой и малочисленностью технологических производств, и постепенный рост позиций конкурирующего импорта потребуют в течение 5–6 лет девальвации рубля. Это будет знаменовать собой втягивание страны в «латиноамериканский цикл» – «девальвация – укрепление валюты – кризис платежного баланса». Причем каждый следующий шаг в этом цикле будет происходить и легче, и быстрее предыдущего – в силу оттока капитала в экономики с меньшим уровнем рисков, снижения внутренней инвестиционной активности и сокращения горизонта планирования бизнеса.
Новые риски и окна возможностей
В перспективе с учетом интеграции экономик Таможенного союза и окончательного вступления России в ВТО, а также усиления внешней конкуренции (за счет усиления позиций Китая и восточноевропейских стран) условия внешней и внутренней конкуренции для российских компаний заметно осложнятся. В этой ситуации старые факторы конкурентоспособности – дешевые энергоресурсы, дешевая рабочая сила, советский инфраструктурный, кадровый и научно-технологический заделы – уже исчерпаны.
Задачей экономической политики в новых условиях становится не капитализация имеющихся конкурентных преимуществ (на что была направлена экономическая политика перед кризисом), а создание новых.
Это, в свою очередь, делает ядром экономической политики на ближайшие годы реиндустриализацию. Основные ее приоритеты – обеспечение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и в отдельных нишах мирового рынка; обеспечение эффективности использования энергетических и трудовых ресурсов; формирование новых центров роста, развитие которых не зависит непосредственно от неустойчивой конъюнктуры глобальных сырьевых рынков.
Политика развития: субъекты
Политика реиндустриализации предполагает наличие длинных горизонтов, до 2020–2030 гг., прогнозирования, корпоративного планирования и государственного стратегирования. Вместо «россыпи стратегий» различных отраслей и секторов экономики, не согласованных друг с другом, необходимо через проектные механизмы разработать и реализовать развитие пяти основных комплексов. Это транспортно-промышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс, АПК, включая смежные производства (производство удобрений, сельхозмашиностроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность, частично легкая промышленность), жилищно-строительный комплекс и ТЭК. Каждый из них для своего развития опирается на тот или иной крупный сегмент внутреннего и внешнего спроса – и перед каждым из них объективно стоят масштабные задачи развития.
Условием развития, особенно в машиностроительных производствах, является концентрация производства на ограниченном количестве наиболее современных предприятий, что обеспечит их нормальную загрузку. Это подразумевает реструктуризацию принадлежащих государству производств, ныне независимых (ФГУПы) или входящих в госхолдинги. Речь идет о создании нескольких концернов, интегрированных по продуктовому принципу и/или обладающих синергетическими эффектами по географическому принципу. Впоследствии эти холдинги могут быть приватизированы.
Применительно к оставшимся производствам, не имеющим перспектив к развитию без масштабного государственного субсидирования, может проводиться политика «управляемого перепрофилирования» – закрытие производств и их трансформация в «браунфилды» с последующим привлечением инвесторов для создания нового производства. В этом необходимо активное взаимодействие федерального центра (программа реструктуризации, переговоры со стратегическими инвесторами), регионов (развитие соответствующих кластеров, программы переобучения персонала) и частных инвесторов.
Налогово-бюджетная политика
Реиндустриализация предполагает ускоренный рост инвестиций в основной капитал – в 1,5–2 раза быстрее роста ВВП в отдельные периоды. Это подразумевает реализацию проинвестиционной налоговой политики: расширение изъятия ренты в газовой промышленности и металлургии (сейчас уровень изъятия в этих секторах – примерно по 40–45% против 85% в нефтяной отрасли), рост акцизов на табак с максимально возможным (в размере примерно половины доизымаемого) снижением социальных отчислений примерно до 23–24% в среднем и НДС примерно на 1 п. п. основной ставки. Такой маневр уже способен обеспечить ускорение роста на 0,3–0,4 п. п. ВВП, прежде всего за счет обрабатывающих производств.
В силу неустойчивости ренты как источника доходов бюджета чрезмерный «размен» роста изъятия ренты на снижение налогов опасен для бюджетной стабильности. Поэтому оставшуюся часть ренты целесообразно использовать для поддержки деятельности институтов развития, главным образом для предоставления дешевых длинных кредитов по приоритетным направлениям, прежде всего инфраструктурных.
Социальный аспект
Рост производительности труда на 5–6% в среднем за год в течение 10 лет означает необходимость массового переобучения рабочих и (частично) инженерных кадров, а также создание условий для обеспечения миграции между депрессивными и развивающимися регионами (развитие профессиональной и социальной ипотеки, рынка съемного жилья и др.). Это важнейший фокус взаимодействия федерального центра и регионов в рамках политики развития региональных кластеров роста.