240 млрд виртуальных рублей
В этом году автопредприятия, занимающиеся перевозками внутри страны, должны установить на все свои грузовики и автобусы приборы, учитывающие режимы работы водителей. Но рынок объемом 240 млрд руб. существует пока лишь в теории: ответственность за неустановку тахографов до сих пор не предусмотренаИностранные производители сразу же стали поставлять на российский рынок технику, оснащенную тахографами. «С сентября 2011 г. все грузовики и автобусы Volvo оборудованы цифровыми регистраторами, – рассказал представитель Volvo Trucks. – С 2008 г. с момента введения цифровых тахографов в Европе эта опция входит в базовую стоимость маш ины, а с прошлого года комплектация машин вообще не позволяет обходиться без него». Машины Scania, продающиеся в России, оборудованы аналоговыми регистраторами уже давно, утверждает менеджер отдела поддержки продаж «Скания-Русь» Сергей Демин. А с января этого года вся техника, произведенная Scania для отечественного рынка, имеет на борту цифровые тахографы. Это не опция, приборы входят в стандартную комплектацию.
Первая попытка оснастить все грузовики и автобусы тахографами была предпринята в России еще в 90-х гг. В августе 1996 г. было издано постановление правительства «О повышении безопасности международных и междугородных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», по которому транспорт должен был быть обеспечен оборудованием для контроля режимов труда и отдыха водителя. «Тогда в стране не было достаточного количество необходимого оборудования, к постановлению не было выпущено подзаконных актов и контроль его выполнения был слабым», – вспоминает заместитель руководителя Северо-Западного представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков.
Второй заход начался в 2009 г., когда президент Дмитрий Медведев поручил Министерству транспорта РФ разработать документ, который бы обязывал перевозчиков установить тахографы на автобусы с числом мест более восьми и грузовики массой выше 3,5 т.
В сентябре 2009 г. были приняты поправки в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с ними с 23 сентября 2011 г. все выпускаемые грузовые и коммерческие автомобили и автобусы должны быть оснащены цифровыми тахографами, а с 23 января 2012 г. – весь остальной парк грузовой и пассажирской техники. Старые машины должны быть оснащены контрольным оборудованием до конца 2012 г., объяснил директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Леонид Липсиц.
Производители готовы
Группа ГАЗ рассматривает тахографы как опцию, устанавливаемую по желанию клиентов, сообщил представитель автопроизводителя, – только международные автобусы Голицынского автобусного завода в обязательном порядке оснащаются тахографами на заводе. На остальных машинах есть возможность установки регистратора, но делается это по желанию клиента, говорит он. Тахографы есть на всех 2070 городских автобусах Ликинского автозавода, поставленных по заказу московской мэрии в 2011–2012 гг., приводит пример представитель ГАЗа.
Перевозчики ждут
Российский парк автобусов и грузовых машин, которые необходимо оснастить тахографами, – около 6 млн единиц, оценивает директор НИИ автомобильного транспорта Алла Петрова. Из них тахографы имеют около 1,5%, подсчитала она. Но перевозчики не торопятся покупать регистраторы, поскольку до сих пор не урегулирована правовая база по их применению и контролю, говорит Петрова. Тахограф российского производства стоит около 20000 руб., импортный – до 40000 руб.
Спрос на тахографы пока невелик, в месяц в России продается несколько тысяч приборов учета, утверждает сотрудник фирмы «Авесто центр», российского дистрибутора тахографов шведской компании Stoneridge Electronics. После того как новый техрегламент вступил в силу, компания ожидала вала заказов, но его не последовало, рассказывает он.
В России производство таких приборов освоили четыре завода – принадлежащие «Ростехнологиям» смоленский завод «Измеритель» и Калужский завод телеграфной аппаратуры, а также две московские частные компании – «Инкотекс» и «Штрих».
«Инкотекс» готов в кратчайшие сроки нарастить объемы производства тахографов до 1–1,5 млн штук в год, утверждает руководитель направления тахографии компании Сергей Бушин. Пока «Инкотексу» удалось с осени реализовать лишь около 1000 приборов.
Компания ведет переговоры с перевозчиками, но пока убедить их приобретать регистраторы не удается, сетует Бушин. По его словам, пока основными покупателями являются муниципальные госпредприятия. Например, в этом году «Инкотексу» удалось продать несколько сотен регистраторов ГУП «Омскоблавтотранс». Каждый из заводов «Ростехнологий» также может выпускать по 1 млн тахографов в год, но пока спроса нет, подтверждает сотрудник госкорпорации. По его словам, «Ростехнологии» ведут консультации с Минтрансом, но окончательного представления о том, когда необходимо начать массовое производство приборов, у корпорации нет.
«Пока в России не определены порядок проверки тахографов и ответственность за нарушение режимов работы водителя», – говорит руководитель петербургского перевозчика. Поэтому его компания не будет торопиться с закупкой и установкой тахографов. Крупные компании и так стараются беречь машины и не провоцировать страховые случаи, поэтому следят, чтобы водители отдыхали, как следует, говорит топ-менеджер грузового автоперевозчика. Он уверяет, что 12–14-часовые перегоны без остановок – характерная особенность мелких фирм, которые, правда, по его оценке, могут занимать до половины рынка автоперевозок. «Не исключено, что через несколько месяцев правительство изменит свое решение и обязательства по оборудованию машин тахографами будут продлены или вообще отменены», – рассуждает он.
Преступление без наказания
В марте прошлого года Минтранс разработал поправки в Административный кодекс, карающие за отсутствие тахографа на транспортном средстве: водителей предлагается штрафовать на 3000–5000 руб., а юрлиц – владельцев транспортных средств на 100000–200000 руб. Он пока находится на рассмотрении правительства, говорит представитель Минтранса.
Без сурового наказания запустить процесс тотального оборудования грузовиков и автобусов регистраторами невозможно, признает высокопоставленный чиновник министерства. Пока, говорит он, сотрудники ГИБДД имеют право только снять машину без тахографа с рейса за нарушение техрегламента, но это несущественная кара. Министерство рассчитывает, что до конца года штрафы вступят в силу.
В МВД не ответили на запрос «Ведомостей». ГИБДД до середины года отложила наказание водителей за вождение машин без тахографов, рассказал высокопоставленный сотрудник ведомства. По его словам, пока готовятся методические документы и контрольные карточки для патрульно-постовых служб – рядовому составу необходимо обучиться работе с оборудованием, понять принципы контроля. «Тахограф – крайне удобное средство, – считает сотрудник ГИБДД, – помимо контроля над режимом работы водителя постовой может также получить данные о скоростном режиме за несколько последних суток, что позволит штрафовать также и за превышение скорости на трассе без патрулей».