Фильм "Защитник": Стэтем – доброе сердце

Боевик «Защитник» (Safe) показывает, как много иногда требуется наворотить сценаристу и режиссеру лишь для того, чтобы Джейсон Стэтем расправил плечи, хрустнул шейными позвонками и привычно навалял плохим парням
Universal Pictures Россия

Читатели «Ведомостей» знают, что Джейсон Стэтем – наш главный культурный герой. Мы старались не пропустить ни одного фильма с его участием. Мы подробно описывали то единственное и неповторимое выражение лица, которое он нес из картины в картину с упорством, не нуждавшимся в лучшем применении. Мы разгадывали, о чем говорил его тяжелый и вместе с тем пронзительный взгляд. Мы посвятили одну из рецензий его блестящему, полному напряженного психологизма затылку. Мы беспокоились, когда в очередном фильме он вдруг попал в напарники к полицейскому с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Мы ввели в киноведение термин «джейсонстэтемность». Мы дотошно каталогизировали экранные амплуа этого разнопланового в нюансах актера: Перевозчик, Механик, Неудержимый, Профессионал.

Теперь он Защитник. Иной и прежний, Джейсон Стэтем идеально соответствует новому титулу. Невероятным усилием воли он заставляет свой взгляд на секунду потеплеть и даже как бы увлажниться. Ведь рядом с ним 12-летняя китайская девочка.

Все лучшее – детям. А Стэтем лучший.

Кто, если не он, подумали бывалый продюсер Лоуренс Бендер и сценарист и режиссер Боаз Якин, сочинивший душераздирающую историю о гениальном ребенке, оказавшемся на линии невидимого фронта между русской и китайской мафиями в каменных джунглях чудовищного города Нью-Йорка, насквозь разъеденного насилием и коррупцией.

Гениальный ребенок в криминальном фильме всегда одарен очень скучно. Он умеет с полувзгляда запомнить миллион цифр и выполняет функцию универсального накопителя, но имеет перед дискетой или флеш-картой то неоспоримое преимущество, что способен пугаться, плакать, убегать от нехороших людей и безошибочно узнавать единственного, кому можно доверять (вы его знаете). А еще тут есть место метафоре: девочка знает код от сейфа, но главный сейф в фильме, конечно, Стэтем, в котором, если разгадать код, можно найти много добра.

Пара слов о русской мафии, как представляет ее режиссер Якин. Идиоты. Идиоты.

Перестреляв два десятка посетителей русского ресторана, Стэтем изымает у одного из трупов мобильник и нажимает первую попавшуюся кнопку: «Але, Василий, не узнал? Да это же я, Петр!» Ну ладно, мы-то слушаем этот прекрасный диалог в дубляже, но что скажут на Брайтон-бич?

Хотя так ли нам важно, кому Джейсон Стэтем надавал по сусалам. Вот послушайте лучше, что говорит о нашем любимом артисте сыгравшая гениальную девочку 12-летняя Кэтрин Чан: «Джейсон – суперзвезда. Но в работе он очень усердный и трудолюбивый. Он был очень мил со мной, много шутил и смеялся».

Остается добавить, что в новой роли Джейсон Стэтем, как всегда, демонстрирует безупречную небритость и умение элегантно носить пиджаки, которые не мнутся даже после целого дня защиты детей.