Можно ли заработать на фермерском хозяйстве в Подмосковье
В 2009 г. предприниматель Александр Коновалов купил 4 га земли в Подмосковье и построил небольшую ферму, которая снабжает свежими продуктами жителей близлежащих коттеджных поселков. Выручка по итогам 2011 г. составила 12 млн руб.Кидее создания собственной фермы предпринимателя Александра Коновалова подтолкнуло рождение внучки. Хотелось быть уверенным в качестве продуктов, которыми без опасения можно кормить всю семью. И семья, и друзья идею поддержали, и Коновалов принялся за дело. В 2009 г. он приобрел 4 га земли в Шаховском районе Московской области, в 120 км по новорижской трассе. «Я понял, что нужна бизнес-модель, которая позволит иметь стабильный семейный бизнес», – утверждает он. Пригодился опыт небольших европейских семейных хозяйств, которых Коновалов немало повидал, пока жил в Европе, где успел поработать главой представительств компании Dovgan в Голландии, Германии и Чехии. С Владимиром Довганем Коновалов проработал 15 лет, а с последней должности президента и совладельца последнего их совместного проекта – компании «Эдельстар» ушел в 2010 г., для того чтобы сосредоточиться на семейном бизнесе.
От молока до индюшатины
Инвестиции в создание экофермы «Коновалово» от покупки земли до полного запуска проекта составили, по словам владельца, $1,2 млн. Первые полгода ферма требовала дополнительных вложений, но уже на седьмом месяце достигла точки безубыточности. Первое молоко от собственных коров предложили на пробу друзьям и соседям. Интерес к продукции, по словам фермера, оказался столь высок, что стало понятно – проект попал в точку. И до сих пор основными покупателями продукции Коновалова остаются жители коттеджных поселков на участке между Новой Ригой и Рублевским шоссе.
Главной задачей, уверяет предприниматель, было создать ферму высокого уровня экологической безопасности. Он утверждает, что при производстве продукции удается полностью обходиться без антибиотиков, гормонов роста, пестицидов, консервантов, усилителей вкуса и прочей химии. Использует только те корма и добавки, которые дает сама природа.
Сегодня поголовье подопечных Коновалова – это 10 дойных коров, телята, овцы, козы, свиньи, кролики, куры, гуси, утки, индюки и даже пони. Все живут в теплом помещении, едят натуральные корма и пьют воду из артезианской скважины, что и семья фермера. Коровам для повышения настроения и надоев положено еще и развлечение – жидкокристаллические экраны, на которых показывают альпийские луга под лирическую музыку. На зеленой траве, которой кормит своих буренок фермер, они дают по 30 л в день.
Предприниматель вспоминает, что рецептуру и технологию производства каждого продукта они разрабатывали сами с женой. Колдовали на кухне, пока продукт не получался именно таким, какой им самим нравился на вкус. Дольше всего промучились с творогом. Производство молочной продукции хоть и существенный, но не единственный источник доходов фермы. «У нас их шесть или семь. Это хорошая диверсификация», – считает Коновалов.
От 30 до 40% дохода в зависимости от сезона «Коновалово» получает от экотуризма. На ферме есть небольшой отель – два дома с возможностью проживания до 18 гостей, баня и кафе. Гости могут сами нарубить дрова, общаться с животными, подоить козу или собрать урожай. Приносят доход пасека и пруд для рыбалки. Два гектара площади отданы под огород: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свеклу, кабачки и картофель. Летом на борьбу с колорадским жуком и окучивание картофеля на поле выходит вся семья. Когда Коновалов только затевал свою ферму, он и не предполагал, как активно в дело включится его семья, думал, что придется искать наемных менеджеров. Но сегодня в деле и жена – она отвечает за технологию производства, и дочери, и зятья. Наемных сотрудников – доярку, механизатора, переработчика молока и других специалистов – Коновалов привез из Тольятти, где живут его родители. Собирал надежных людей через знакомых. В соседних деревнях найти работников не удалось. А спустя полтора года оказалось, что имеющимися в распоряжении фермера силами все заказы уже не закрыть.
Привлекли соседей
«Я не хочу расширяться. Ни увеличивать поголовье, ни строить новые дома для туристов», – утверждает Коновалов. Слишком велик риск потерять контроль за качеством. Выход был найден в создании «Экокластера» – объединении под одной торговой маркой партнеров, готовых производить продукт высокого уровня экологической безопасности по стандартам и технологии Коновалова. «Продавая партнерский продукт, я гарантирую, что он является натуральным и качественным, но конечная ответственность лежит на производителе, вся информация о котором есть на этикетке», – утверждает он.
Вход в объединение партнерам обходится в 5000 руб. в месяц. О партнере размещают подробную информацию на сайте, обеспечивают его упаковкой, маркетинговой поддержкой и гарантируют сбыт. Коновалов обеспечивает ветеринарный контроль, аудит, контролирует закупку кормов для животных и семена для овощей.
«Далеко не все, с кем мы вели предварительные переговоры, оказались готовы работать на таких условиях», – признается Коновалов. Но нашлись и те, кому интересно сосредоточиться на производстве – при условии, что партнер гарантирует 100%-ный сбыт. Наценка Коновалова в таком случае, по его словам, может составлять от 10 до 20% в зависимости от продукта.
Проект «Экокластер» стартовал в сентябре 2011 г., и сейчас у Коновалова уже 53 партнера из 14 стран. В основном это такие же небольшие хозяйства, как и его экоферма. Оливковое масло из Греции, варенья и компоты из Армении, чаи из Австрии. Помимо продуктов в компании экотоваров оказалась и бытовая химия. «Бытовая химия – это домашний Чернобыль! – восклицает Коновалов. – А мы нашли партнеров в Бельгии, которые делают моющие средства на основе пробиотиков».
«Сотрудничество с «Экокластером» – это возможность выхода на московский рынок, – говорит Анжела Яковлева, замдиректора Балахоновского мясокомбината. – Мясные деликатесы и колбасы, которые мы делаем по старинным рецептам, без использования красителей и консервантов, просто не находят покупателя на Ставрополье». Поодиночке небольшим хозяйствам сложно пробиться на рынке, считает фермер, а сообща – под единым брендом, с единой системой логистики и маркетинговой поддержкой – сделать это существенно проще.
В такую модель заведомо заложен конфликт интересов, считает Борис Акимов, сооснователь фермерского кооператива LavkaLavka. Если бы Коновалов занимался только молоком, а привлекал в кластер производителей другой продукции, это было бы понятно, говорит он. Но многопрофильная ферма, привлекая других производителей, работающих в той же нише, будет конкурировать сама с собой, утверждает он.
Уйдут в розницу
Пока вся продукция Коновалова и партнеров реализуется через интернет-магазин. Заказы развозят по домам клиентов два раза в неделю. Но уже в конце мая предприниматель обещает открыть свой первый розничный магазин площадью 50 кв. м в поселке на 24-м км все той же Новой Риги. До конца года в планах открыть еще три точки, а затем, обкатав систему, запустить франчайзинг. К постоянным клиентам Коновалов пока причисляет 150 семей. Ежемесячный оборот достиг 1,5 млн руб. в месяц и ежемесячно увеличивается на 50 000–60 000 руб. Годовой оборот в 2011 г. составил 12 млн руб., а в 2012 г., по прогнозу Коновалова, достигнет 18 млн руб. Рентабельность бизнеса предприниматель оценивает в 60%, при запуске компании рентабельность была 42%, но ее удалось увеличить за счет снижения издержек, увеличения ассортимента и запуска проекта «Экокластер».
«В результате активных действий маркетологов потребители перестали реагировать на информацию об экологичности продукта на упаковках и не доверяют ей, – утверждает Олег Клепиков, генеральный директор inFolio Research Group. – При этом потребность в натуральных и экологичных продуктах остается важным драйвером потребительского поведения». Наибольшее доверие потребителей, по словам Клепикова, вызывают экоэлементы в продвижении продовольственных товаров и косметики в премиальном и суперпремиальном сегментах. Мысли о создании собственной фермы посещают и основателей фермерского кооператива LavkaLavka (оборот 10 млн руб. в месяц). «Было бы очень интересно это сделать. Но не как бизнес, – говорит Акимов. – Полный цикл – это очень затратно и с трудом реализуемо. [Добиться успеха можно] разве что совсем в небольших хозяйствах».