Удар по ВЭБу
Согласие на кредит в $75 млн, из-за которого в мошенничестве заподозрен зампредседателя ВЭБа Анатолий Балло, давал его начальник Владимир Дмитриев, следует из материалов Счетной палатыВ среду Балло вернулся на работу и выполняет прежние обязанности, сообщил представитель ВЭБа. Днем ранее Балло был освобожден судом под залог в 5 млн руб.
Балло, бывший замминистра энергетики Станислав Светлицкий и гендиректор «Нижноватомэнергосбыта» («дочка» ОАО «Евразийский») Александр Лагутин подозреваются в сговоре с целью хищения денег у «Евразийского» (мошенничество в особо крупном размере). Светлицкий – председатель совета директоров «Евразийского», а с августа 2006 г. по июнь 2008 г. был его гендиректором, потом его сменил Лагутин.
В основе дела – обстоятельства покупки «Евразийским» ООО «Югводоканал». Сделка была одобрена советом директоров «Евразийского» в апреле 2008 г., говорится в сообщении Тверского райсуда Москвы, а в сентябре было заключено соглашение с офшорной компанией о продаже 100% «Югводоканала». Кредит в $75 млн на покупку коммунальной компании выдал ВЭБ. $61 млн «Евразийский» вернул, а $14 млн остались на счетах офшорной компании, считает следствие, тем самым «Евразийскому» был причинен ущерб в особо крупном размере.
Подробности сделки и названия офшоров следствие не раскрывает. Но некоторые детали фигурируют в отчете Счетной палаты о проверке ВЭБа за 2010 г. Копию документа опубликовал журналист Константин Гаазе, подлинность отчета «Ведомостям» подтвердили источники, близкие к ВЭБу, «Евразийскому» и правоохранительным органам. Факт проверки подтвердил источник, близкий к Счетной палате. Ее представитель отказался от комментариев.
Договор купли-продажи 100% «Югводоканала» «Евразийский» заключил 1 сентября 2008 г. с лихтенштейнской Amadon Aktiengesellschaft, следует из отчета. Заем на $75 млн был одобрен кредитным комитетом ВЭБа и председателем госкорпорации Владимиром Дмитриевым – на служебной записке Балло о перечислении денег он поставил резолюцию «согласен», выяснили аудиторы, 24 сентября ВЭБ перевел Amadon $75 млн.
Представитель ВЭБа отказался пояснить, всегда ли перечисление таких средств требует резолюции председателя госкорпорации. Получить комментарии адвоката Балло не удалось. Адвокат Светлицкого Сергей Антонов не знаком с выводами Счетной палаты. Пока трудно определить, целесообразно ли защите использовать эту информацию, говорит адвокат Лагутина Руслан Кожура.
К «Евразийскому» было мало вопросов, компания – одна из немногих, прошедших отбор Инвестфонда, говорит источник, близкий к ВЭБу, ЖКХ и подготовка к Олимпиаде – приоритетные для ВЭБа направления, а кроме проектов «Евразийского», у ВЭБа нет сделок по ЖКХ. Но от «Евразийского» ждали расширения бизнеса, а компания не развивалась, возникли вопросы к структуре собственности, рассказывает собеседник «Ведомостей».
Акционеры «Евразийского» – «Межтопэнергоком» (номинальный держатель), ВЭБ (19,9975%) и кипрская Moodville Holdings Limited (данные «Евразийского», ВЭБа и реестра компаний Кипра). Учредитель Moodville – кипрская же Ionics Nominees Limited. По словам бывшего гендиректора «Евразийского» Сергея Яшечкина, «де-факто» 10,3% акций «Евразийского» принадлежит ему, у Светлицкого – 33%, по 22% ведется спор между ним и Светлицким. Связаться со Светлицким не удалось. Именно Яшечкин, по его словам, написал заявление в правоохранительные органы, но оно касалось только Светлицкого.
Вся ситуация и выглядела как спор акционеров, говорит источник, близкий к ВЭБу, никто не ожидал, что Балло окажется крайним, хотя следствие идет уже семь месяцев, в деле нет ни одного доказательства. Вопросы к структуре собственности и возможному ущербу «Евразийского» – два разных сюжета, замечает Яшечкин. В отношении «Евразийского» следственных мероприятий не проводится, говорил представитель компании. Это попытка опорочить ВЭБ и Дмитриева, у которого в этом году заканчивается контракт, считает источник, близкий к ВЭБу.