Тихое завоевание

Еще несколько лет назад попытки китайских компаний проникнуть в энергетический сектор США решительно пресекались. Но с 2010 г. приток китайских инвестиций в нефтегазовую отрасль Северной Америки превысил, по данным Dealogic, $17 млрд
Nelson Ching
Nelson Ching / Bloomberg

Если раньше китайцы стремились к контролю над американскими нефтегазовыми активами, то теперь они научились играть по принятым в Америке правилам: довольствуются пассивной ролью в совместных проектах, следуют указаниям местных регуляторов и стараются демонстративно не показывать интереса к новейшим технологиям.

Первой по этому пути пошла государственная China National Offshore Oil Corp. (CNOOC). В 2005 г. она хотела купить калифорнийскую Unocal за $18,5 млрд. Но власти США сделку заблокировали из соображений национальной безопасности, и Unocal досталась Chevron за $17,3 млрд. Китайцы решили искать партнеров в других странах, в частности в Нигерии и Йемене.

Но они извлекли урок из неудачи. «Мы стали лучше разбираться в американской политике», – заявил WSJ в 2006 г. в президент CNOOC Фу Чэн Юй. В 2009 г. CNOOC приобрела миноритарные доли в нескольких месторождениях Statoil в Мексиканском заливе и предложила финансировать их разработку. В 2010 г. компания заключила договор с американской Chesapeake Energy, предложив $1,08 млрд за 33% в техасском месторождении и выделив еще столько же на его разработку; еще за $1,3 млрд она купила доли в месторождениях Chesapeake в штатах Вайоминг и Колорадо. «Они пришли к нам не для того, чтобы попытаться купить Chesapeake <...> И они не собираются импортировать в Китай нефть и газ», – объясняет гендиректор Chesapeake Обри Макклендон.

Сделка с Chesapeake ознаменовала новый этап – начался приток китайских инвестиций в американскую и канадскую нефтегазовую отрасль. В 2009 г. PetroChina купила 60% в двух канадских проектах по добыче из нефтеносных песков, а на следующий год Sinopec предложила $4,65 млрд за 9% в одном из крупнейших проектов страны на нефтеносных песках, Syncrude.

К моменту возвращения китайцев американские компании совершили технологический прорыв, приступив к добыче сланцевого газа и нефти, нефти из битуминозных песков и к глубоководному бурению в Мексиканском заливе. Внедрение новых технологий требует значительных средств, и здесь китайские инвестиции пришлись как нельзя кстати, тем более что из-за финансового кризиса американским компаниям стало сложнее привлечь капитал.

Приоритеты Китая также изменились: новые технологии привлекают его больше разработки месторождений. Ведь по оценке Управления по энергетической информации США, залежи сланцевого газа в Китае достигают 36,1 млрд куб. м, что превышает совокупные извлекаемые запасы США и Канады. Американские компании уже помогают китайцам в разработке сланца. Хьюстонская Baker Hughes сообщила, что в 2011 г. участвовала в бурении первой горизонтальной скважины на месторождении сланцевой нефти в Китае. Китайские компании пытаются договориться о партнерстве в Китае с техасской FTS International, специализирущейся на применении технологии гидроразрыва пласта, говорит человек, знакомый с ситуацией.