Фильм “Железная леди”: бабушка, почему у вас такая нетвердая память?
В «Железной леди» (Iron Lady), биографии Маргарет Тэтчер, рассказанной якобы от первого лица, и режиссер, и героиня постоянно путают правду и вымыселРоссийские прокатчики, разумеется, правильно выбрали момент выпуска «Железной леди». Перед выборами и через несколько дней после оскаровской церемонии, где картина взяла две награды (если быть точными, не сам фильм, а его звезда и команда гримеров). Действительно, сложно придумать промокампанию лучше сияющей Мерил Стрип с очередной золотой статуэткой. А угадать победу актрисы было нетрудно. Во-первых, в последнее время на «Оскаре» идут на ура картины про британских монарших особ (а Тэтчер с ее харизмой и местом в истории практически вписана авторами картины в этот пантеон). Во-вторых, Мерил Стрип исполняет номер, особенно любимый киноакадемиками, – демонстрирует чудеса актерского самопожертвования, правдоподобно изображая полубезумную волевую старуху, шамкая, шаркая и сутулясь.
Заранее известный сюжет вроде бы предполагает крепкий и предсказуемый политический байопик с акцентом на участие сильной женщины. К тому же авторы «Леди» берут в оборот самое избитое клише биографий: пожилой человек вспоминает свою жизнь. Подзабытая народом и собственными детьми Тэтчер почти незаметно для окружающих погружается в старческий маразм. Сбегает из-под присмотра купить молоко, грустно подписывает мемуары, рассеянно принимает гостей, но в основном по привычке продолжает общаться с мужем, чьи вещи пора выкинуть – он давно умер. Эта часть вызвала у британской общественности и наследников героини больше всего возмущения: бабушка еще жива, а вы тут городите про нее какие-то нелепицы. Но к откровенно фантазийным эпизодам как раз меньше всего вопросов: это довольно точный портрет одинокой и растерянной старой женщины (как бы ее ни звали), не способной отказаться от нитки жемчуга, политических взглядов и ботинок умершего мужа.
Все, что касается исторического прошлого, а не придуманного настоящего, дается английской постановщице Филлиде Ллойд куда хуже: именно здесь-то и вырисовывается настоящая карикатура. Ее Тэтчер-премьер – скорее упертая тетка, чем жесткий политик; карьеристка-консерваторша, выстроившая весь свой политический курс не ради, а вопреки. Мама варит картошку на кухне – пойду в Оксфорд и в жизни не встану к плите; народ бастует – прижмем профсоюзы покрепче; аргентинская хунта отжимает Фолклендские острова, а вы за дипломатическое решение? Так, что тут у нас на карте? Бомбить! Из этой однобоко прочтенной Википедии не складывается ни политический, ни психологический портрет женщины, сидевшей в кресле британского премьера 11 лет с довольно страшными для страны последствиями. В этом смысле хуже всего приходится Александре Роач, исполняющей роль Тэтчер в молодости. Играть ей, по сути, приходится подставку под шляпку с парой пламенных реплик.
Тэтчер, безусловно, фигура, заслуживающая серьезной и вдумчивой кинобиографии. Тем печальнее, что режиссер в основном акцентирует ее смелость прийти в туфельках туда, где все в ботинках, не особенно вдумываясь, что из этого следует. Ну, кроме старости.