Как предприниматель перестал торговать видеокамерами и переключился на фастфуд

Предприниматель Джонатан Каплан продал 2 млн видеокамер Flip, которые производила его компания Pure Digital. Его называли гением этого бизнеса. И вдруг гений бросил мир высоких технологий и открыл... закусочную. Пока многие недоумевали, он раскрутил новый проект и планирует сеть ресторанов

Понедельник, рабочая неделя едва началась. А в финансово-деловом центре Сан-Франциско еще до полудня выстраивается очередь на ланч в один из новых ресторанов. Более того, этой очереди здесь вообще не должно быть. По двум причинам. Во-первых, сотрудники офисов толкутся здесь только для того, чтобы купить нечто, что они могли бы съесть дома, а именно бутерброд с плавленым сыром. Во-вторых, ресторан быстрого питания The Melt, где эти бутерброды продаются, недавно ввел в эксплуатацию онлайн-систему заказов, которая исключает необходимость стоять в очереди.

Но эти странности, похоже, не смущают Джонатана Каплана, основателя сети The Melt. Ему в самом деле есть чем гордиться: это уже вторая его успешная компания. Первая, Pure Digital, начала выпускать видеокамеру Flip, которая быстро стала популярной, хотя рынок в то время был насыщен видеотехникой. Тем не менее миллионы людей быстро оценили удобство видеокамеры с одной-единственной кнопкой. Было продано 2 млн камер Flip, а потом компанию Каплана за $590 млн выкупила Cisco.

Каплан уверен, что потребитель скоро оценит и его систему заказа обеда через интернет. Его уверенность можно понять. Не ясно только, почему успешный предприниматель рынка высоких технологий, получавший широкую финансовую поддержку от венчурных капиталистов в Кремниевой долине, вдруг решил создать сеть ресторанов быстрого питания. «Я не вижу большой разницы. Мне важно создать хороший продукт и продать его так, чтобы инвесторы и работники компании получили деньги, а покупатели – удовольствие от покупки. И мне все равно, что обо мне будут говорить», – улыбается Каплан.

«Чтобы начать бизнес, надо родить прекрасную идею и при этом не бояться, что мало знаешь о предмете. Дальше следует создать команду из толковых людей и умело ими управлять», – говорит Майкл Моритц, член совета директоров The Melt и партнер венчурной компании Sequoia Capital.

Три слагаемых успеха

Если говорить о построении успешного бизнеса, то Каплан здесь ведет себя как настоящий кулинар: идеально подбирает ингредиенты и правильно их сочетает. Вот его рецепт успешной компании: для начала нужно взять двух венчурных капиталистов, в случае Каплана ими оказались Моритц из Sequoia Capital и Брюс Данлеви из Benchmark Capital. «Они столько лет варятся в этой профессии, что видят ошибку еще до того, как предприниматель ее совершил. У предпринимателя есть опыт создания только собственной компании, а они проделывали это 50 или 60 раз», – рассказывает Каплан. Венчурные капиталисты нужны ему еще и для того, чтобы в будущем помочь разместить акции на бирже и провести кредитное финансирование подросшей компании. Ибо Каплан не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайшие пять лет он планирует открыть 500 ресторанов The Melt во многих штатах страны. Каждая новая точка обойдется ему в полмиллиона долларов. У предпринимателя вполне хватит средств на первые 50 ресторанов, потом надо будет брать кредит. Сейчас все его четыре ресторана расположены в родном Сан-Франциско в области залива.

Следующий ингредиент рецепта успеха – это специалист по ресторанному бизнесу. Каплан нанял Майкла Майна, чей ресторан в Сан-Франциско журнал Esquire назвал лучшим рестораном 2011 г. в США. «Он помогает нам понять, как именно нужно делать бутерброды. И как сделать так, чтобы и на Гавайях, и на Восточном побережье бутерброды имели один и тот же вкус. Важно также не добавлять в бутерброды стабилизаторы или другие вредные ингредиенты», – объясняет Каплан. Ведь рестораны The Melt относятся к быстро растущему сейчас сектору fast casual, гибриду фастфуда и настоящего ресторана. Еда здесь более высокого качества, чем в фастфуде, ассортимент шире, условия питания комфортнее, а цены выше.

Еще один ингредиент успеха – опытный профессионал в сфере розничных продаж, которого следует ввести в совет директоров. В случае Каплана это Рон Джонсон, который в свое время разработал минималистичный дизайн магазинов Apple, а в прошлом году стал гендиректором сети универмагов JCPenney. «Очень важно открыть ресторан в правильном месте. А Джонсон проконсультировал нас еще и по поводу дизайна помещения и обращения с клиентами. Ведь когда вы заходите в магазин Applе, вас сразу поражает красивый дизайн. Вам приятно здесь находиться и вас удивительно хорошо обслуживают», – рассказывает Каплан. В ресторане The Melt в финансовом квартале Сан-Франциско тоже очень хорошо обслуживают. Тот же стандарт, что и в Apple.

Штатных нет

Вот и весь рецепт успеха начинающей компании. Но чего-то не хватает: ведь кондитерские изделия всегда украшают сверху какими-нибудь цветочками. В случае Каплана таким украшением служит его политика в отношении персонала. В ресторанах The Melt нет штатных сотрудников. Здесь работают только почасовики, признается предприниматель. Однако он специально проконсультировался с одним знакомым топ-менеджером из компании Disney на предмет того, как вписать почасовиков в корпоративную культуру компании. В результате в первый день работы в компании новые сотрудники даже не допускаются к приготовлению еды. Первым делом их учат умению разрешать конфликты как в коллективе, так и с клиентами и чувствовать себя членом единой команды.

Рестораны The Melt заинтересованы в привлечении клиентов, употребляющих качественные продукты. Поэтому в меню акцент делается на экологичность производства – все продукты свежие и местного производства, а все материалы подлежат вторичной переработке. Кроме того, клиенты могут округлить в сторону увеличения сумму заказа, и вырученные деньги пойдут на благотворительность.