Регуляторы: Оптимизм оправдывается
Дорогие друзья, мне очень приятно, что очередной форум «Автоэволюция» проходит у нас в Калуге. Потому что интереснее наблюдать за тем, как формируются новые кластеры. Конечно, тоже интересно видеть, как выходят из кризисных ситуаций уже существующие: как они развиваются, какие планы на будущее имеют. Но все-таки формирование новых кластеров машиностроения – это, мне кажется, более полезная информация, потому что это будущее. То, что сегодня в Калужской области такой кластер формируется, ни у кого не вызывает сомнения. Мы в 2011 г. относительно 2010 г. увеличим производство легковых автомобилей. А кроме того, совсем недавно у нас был хороший день и 5000-й грузовик вышел с завода Volvo и Renault. И конечно же, 2012 год будет тоже особенным, потому что фактически будет запущено производство полного цикла на заводе Peugeot Citroen Mitsubishi – и это в 2012 г. еще даст мощный прирост в объемах производства.
Калужская область
Численность населения (на 1 января 2010 г.) – 1 млн человек, в том числе городское – 771 200 человек, сельское – 238 700 человек. Безработица (за IV квартал 2011 г.) – 6,1%. Доходы консолидированного бюджета (январь – октябрь 2011 г.) – 34,16 млрд руб., профицит – 605,9 млн руб. В структуре прямых иностранных инвестиций (январь – сентябрь 2011 г.) 52,5% направлено в производство транспортных средств ($282 млн).
Вопрос из зала
На ваших новых и старых предприятиях профсоюзы развиваются? И какова ваша позиция в этом вопросе?. Анатолий Артамонов: Для самих компаний выгодно было бы иметь профсоюзы. Потому что их наличие дает возможность заключить коллективный договор. В нем могут быть прописаны некоторые моменты, которые позволяют выходить из правовых коллизий, когда нельзя больше положенного времени рабочим работать или больше 6 кг поднимать женщине. Эти коллективные договоры, когда есть сама добрая воля коллектива, – они могут какие-то моменты позволять решать более гибко. Другое дело, что иногда профсоюзная организация в своей деятельности несет политический подтекст борьбы за права и предъявляет какие-то требования. Я с удивлением наблюдал, как входит на завод Volkswagen нынешний профсоюз, и это было взвинченное, искусственно подогреваемое протестное вхождение. Это не очень здорово. Но наши профсоюзы уже научились работать спокойно, в режиме диалога. В режиме коллективного обсуждения различных проблем. И мне кажется, что надо такие профсоюзные организации создавать.
Это обстоятельство вызовет интерес у тех, кто занимается изготовлением автозапчастей, а также у тех, кто содействует огромному комплексу машиностроения. Это большой объем работ, который передается на аутсорсинг. Это большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые должны будут участвовать во всех этих процессах. Это транспортно-логистический комплекс, который должен обслуживать это производство, и вы сможете увидеть часть той работы, которую мы провели по созданию транспортно-логистического комплекса: в частности, и таможенное обслуживание, и приемка грузов, поездов – это было организовано еще раньше. Мы сейчас еще более широкомасштабную работу проводим в индустриальном парке «Росва», где находится завод Peugeot Citroen Mitsubishi, там у нас формируется очень хороший узел логистический – вы это увидите. И таможенное оформление, и плюс еще к этому мы там открыли и акцизный склад. Я думаю, что это интересно и для производителей, и для тех, кто поставками готовых изделий занимается в нашу страну, и для тех, кто будет экспортировать отсюда, – а я думаю, что это не совсем далекое будущее и мы наверняка будем таким обменом заниматься. Не все хотят покупать те автомобили, которые производятся в их стране... Она хоть и широкая гамма, но кто-то захочет приобрести другой автомобиль. А в другой стране кто-то захочет купить наш автомобиль. Например, я знаю, что у европейского покупателя есть желание покупать именно такой автомобиль Volkswagen Pоlo, который производится в России, потому что он удобнее, чем тот, который производится в Европе. Конечно, при условии, что это будет [автомобиль в кузове] хетчбэк.
Выдержали экзамен кризисом
Если говорить о том, как все у нас развивается, то тот оптимизм, с которым мы смотрели в будущее, он все-таки оправдывается. И это нас радует. Больше того, мы выдержали экзамен кризисом. Представьте себе завод Volkswagen – это 6000 занятых. Это очень серьезная цифра. 2011 год – это год стабилизации кадров на Volkswagen. Почему это произошло? Я не хочу никому кидать вслед камни. Просто менеджмент, который сегодня на Volkswagen работает, – [именно] тот, который хотели бы видеть работники, и они перестали увольняться.
У нас замечательная атмосфера сформирована в трудовом коллективе завода Volvo. То же самое на Peugeot Citroen Mitsubishi. Сегодня то же самое мы наблюдаем и на Volkswagen. И вот это позволяет нам надеяться, что больше людей будет возвращаться в Калужскую область.
Где учиться, где работать
Я вспоминаю, как один из участников нашего предыдущего форума с большой тревогой говорил о том, что могут возникнуть проблемы с персоналом. А я говорил, что у нас другая проблема: у нас до сих пор высококвалифицированные работники из Калуги и Калужской области вынуждены уезжать в поисках работы. В прошлом году я говорил про 63 000 человек. А в этом году их осталось 60 000 человек. Так что 3000 – это положительный баланс в нашу пользу. К нам приехало на самом деле больше, но еще кто-то уезжает. И 60 000 все еще работает за пределами нашей Калужской области. Но популярность нашего региона все более и более возрастает, и, проходя по цехам и знакомясь с разными работниками, я вижу, что люди приезжают из разных регионов и с удовольствием работают в нашей области. Они говорят, что очень быстро сумели полюбить Калугу, потому что это хорошее место для жизни и для работы.
Другое дело, что мы должны все время инфраструктуру, которая будет заниматься подготовкой кадров, адаптировать к тем требованиям, которые предъявляет автомобилестроение. Представьте, что было бы, если бы мы в свое время не сделали учебный центр. Да, конечно, это были по нашим меркам колоссальные затраты – на сегодня мы уже затратили несколько миллиардов [рублей]. Но тем не менее это более 5000 работников, которые трудятся в этой отрасли. Если бы мы тогда этого не сделали, то сегодня бы эту проблему не решили.
Сегодня мы работаем таким же образом на уровне высшего образования. И я очень благодарен нашим компаниям автомобилестроительным – они идут по пути заключения договоров и совместно на ходу совершенствуют учебный процесс. И получаются хорошие специалисты, которые замещают иностранных специалистов на наших предприятиях.
Отвечать на новые вызовы
Если мы говорим, что наш регион становится популярным местом для жизни и для работы, то мы соответствующим образом должны строить жилые комплексы, развивать индустрию гостеприимства. Мы тут рядом строим хороший жилой комплекс на 1500 домов. Мы там открыли великолепную школу – не каждая европейская страна может показать учебное заведение такого уровня. Три детских садика, которые в следующем году будут сдавать в эксплуатацию. Плавательный бассейн. Это все для того, чтобы отвечать вызовам времени и чтобы не было предположений, что на этих предприятиях может возникнуть кадровый голод. Мы на правом берегу сегодня разворачиваем колоссальные объемы жилищного строительства – те проекты, которые сегодня нами подписаны, – это тысячи квадратных метров.
У нас есть специально созданная корпорация, которая занимается строительством [жилья социального найма], и они уже сдают первые 215 квартир в Калуге. А всего там будет 400 с небольшим квартир-студий именно для тех, кто будет приезжать и работать на предприятиях. В такой квартире-студии могут жить от одного до трех человек в зависимости от того, сколько они смогут платить в месяц, потому что общая сумма оплаты будет составлять примерно 19 000 руб. в месяц, но это будет и спортивный комплекс рядышком, и обслуживание – стирка постельного белья и все остальное.
Будущее российских производителей
Мы начали тур посещения наших [автокомпонентных] предприятий совместно с представителями предприятий производителей автомобильной техники. С одной стороны, есть хорошее впечатление от качества персонала, который там работает. С другой – отставание с точки зрения техники и технологий. Например, мы посещали моторостроительный завод в городе Калуге вместе с руководителями завода Volkswagen. Мы видим там очень хороший персонал, который работает в литейном производстве, а это потребуется в производстве агрегатов и двигателей для Volkswagen. Но [существующая] техника не может дать необходимое качество. Я предложил, что если [Volkswagen] сделает заказ на определенное количество изделий требуемого качества, то мы этому предприятию поможем переоснаститься в том числе с [помощью] различных финансовых институтов, которые хотят поучаствовать в этом процессе. Или, например, Volvo строит завод, там у них очень много узлов гидравлического оборудования. Вместе с тем мы в Людиново имеем очень современный завод, который работает совместно с немецкими и австрийскими предприятиями и производит очень современное гидравлическое оборудование. И мы говорим: «Они вполне могут стать вашими поставщиками». Если что-то не соответствует, мы можем это все подкорректировать. То есть это процесс, который будет способствовать модернизации наших предприятий, которые могут стать поставщиками [глобальных автопроизводителей]. 2012 или 2013 год станет переломным – и не будет такого пренебрежительного отношения к [российским] предприятиям с точки зрения того, что они не способны стать поставщиками. Они способны, но надо заранее дать им параметры. И тогда все будет нормально.