Регуляторы: Автокомпоненты из Москвы

Москва

ВРП (прогноз, 2011 г.) – 9,8 трлн руб. Население (на 1 января 2010 г.) – 10,56 млн человек. Среднедушевой доход за месяц (январь – октябрь 2011 г.) – 39 635 руб. Безработица (IV квартал 2011 г.) – 1,1%. Исполнение бюджета (январь – ноябрь 2011 г.): доходы – 1,37 трлн руб., расходы – 1,12 трлн руб.

Если Москва по производственному потенциалу в силу исторической ситуации находится впереди большинства регионов России, в том числе и Калужской области, то в том, что касается конкретных мер промышленной политики, здесь Москве есть чему поучиться у наших калужских коллег. И мы надеемся, что в рамках соглашения о сотрудничестве между нашими регионами [подписанного 26 ноября] обмен опытом станет более понятным и адекватным.

Мифы о Москве

Мне бы хотелось вкратце развеять несколько мифов, которые существуют вокруг Москвы. Первый – это то, что в Москве промышленности нет. Промышленность есть: это 700 000 занятых, это 1100 предприятий самых разных отраслей – от кондитерской до высокотехнологической электроники, 240 оборонных предприятий действуют в Москве, электроника Зеленограда – мощнейший куст. Доля промышленности в ВРП – 11%, доля занятых – 14%. Эти цифры не снижаются на протяжении нескольких лет, и Москва по этим показателям сравнялась с Нью-Йорком. Второй миф, что инвестировать в промышленность Москвы невыгодно, поскольку там очень дорогая рабочая сила. На самом деле это не совсем так. Конечно, зарплата в Москве чуть повыше, но у нас в зависимости от регионов все нивелируется. Зарплата в Москве не столько высокая, сколько разная. И самое главное, что квалифицированная рабочая сила в Москве есть. Огромный потенциал научный с высших профессиональных заведений, средних профессиональных заведений. И тот факт, что компании Renault удалось создать в 7 км от Кремля прибыльное автомобильное производство, говорит о многом.

Инвестировать в промышленность можно, хотя, к сожалению, в реальном секторе экономики не так много у нас примеров реальных инвестиций. Если говорить о машиностроении, то она представлена у нас тремя заводами. Это Тушинский завод, известный тем, что он в прошлом собирал знаменитый «Буран», а теперь выполняет для города заказы по различным направлениям, в том числе и сборку автобусов. Это ЗиЛ – два года завод стоял и практически был в обанкроченном состоянии, но с сентября нам удалось запустить конвейер и восстановить производство «бычков». Проект, конечно, устаревший, но в некоторых нишах пользуется популярностью. Самое главное, что Сергей Семенович Собянин принял принципиальное решение, что ЗиЛу быть как автомобильному производству. И в самое ближайшее время на ЗиЛе будет развернуто современное автомобильное производство. Пока я не готов раскрывать какие-то коммерческие секреты, тем не менее проект находится на финальной стадии разработки. А часть территории ЗиЛа будет отдана под производство автокомпонентов. Самый удачный пример – это «Автофрамос». Локализация достигла высокого уровня – 74% к декабрю 2011 г., и Renault Logan стала самой локализованной российской иномаркой. Производство растет из года в год. Переходит в производство новых моделей.

Комплектующих нет, но будут

Единственным слабым местом является практически полное – за редким исключением – отсутствие производства автокомпонентов [в Москве]. И часть автокомпонентов для того же «Автофрамоса» поступает как раз из Калужской области, и мы здесь тоже видим большой потенциал. Поскольку 74% – это не предел. У других моделей [Renault], таких как Sandero, Megan, такой показатель еще не достигнут. Здесь на самом деле есть потенциал для взаимовыгодного сотрудничества между двумя регионами, который мы будем использовать.

Хотелось бы отметить, что теперь Москва и Калужская область имеют общую границу, хоть и маленькую. Территория, которая присоединена к Москве и дает ей возможность увеличиться практически в 2–2,5 раза, относительно слабо заселена – там всего 200 000 населения проживает. И конечно, мы рассматриваем [расширение Москвы] как возможность не только решить жилищные и транспортные проблемы, но и разместить свое самое современное производство. И в сфере компонентов автопроизводства мы видим естественный путь этого развития, в том числе в кооперации и с нашими калужскими партнерами, размещения в непосредственной близости к Калужской области производства современных автокомпонентов. Мы всех инвесторов приглашаем к диалогу, готовы рассмотреть любые варианты сотрудничества. И как я уже сказал, территория, рассматриваемая для размещения автокомпонентов, – это территория ЗиЛа и «Новая Москва» – это та юго-западная часть Московской области, которая была присоединена к Москве.