Прорыва не случилось
Премия «Нос» в полном соответствии с заявленными принципами отметила экспериментальную, а не «жизненную» прозуСтремительно нараставший холод в лектории Политехнического музея, в котором проходили открытые дебаты премии «Нос» (основанной Фондом Михаила Прохорова), несколько сократил дискуссию, которая получилась далеко не столь продолжительной и оживленной, как бывало.
Жюри – председатель Марк Липовецкий, критик Константин Мильчин, журналист Владимир Толстов, поэт Елена Фанайлова – почти не отвлекалось на нападки экспертов – Николая Александрова, Дмитрия Кузмина, Андрея Левкина – и довольно быстро указало фаворитов. Эксперты скорректировали список, и от десяти претендентов на премию (см. «Ведомости» от 7.11.2011) отделились трое финалистов – Николай Байтов со сборником миниатюр «Думай, что говоришь», Игорь Вишневецкий с повестью о блокаде «Ленинград» и Ирина Ясина с автобиографическим повествованием «История болезни». Но хотя Ирина Ясина получила еще одно очко от зрителей, лауреатом стал Игорь Вишневецкий (приз – 700 000 руб.) – ему отдал дополнительный голос Марк Липовецкий, за него проголосовало в финальном голосовании большинство в жюри.
Уже дебаты в Красноярске обнаружили, что с появлением документальной истории Ирины Ясиной в коротком списке премии – премии, взявшей курс на «новую социальность» и «новую словесность» (модернистские тенденции в литературе), – готовы согласиться далеко не все члены жюри.
Жюри присягнуло заявленным принципам: поиску зерен эксперимента в современной словесности. Повесть Игоря Вишневецкого, ныне жителя США, музыковеда и филолога, автора великолепной жэзээловской биографии Сергея Прокофьева (2009), действительно необычна: это своего рода хорал, совмещающий множество голосов – дневники, листовки, военные сводки, хроники, статистику, стихотворения. Сквозь весь этот полифонический гром и гомон просвечивает сквозной любовный сюжет. «Ленинград» – это еще и история любви Веры Беклемишевой (писательница с таким именем в Петербурге действительно существовала) и вымышленного композитора Глеба Альфы – и у него, по признанию Вишневецкого, тоже был реальный прототип. Глеб испытывает «оргийный восторг» на фоне бомбежек, обстрелов, голода, «трупов в лужах» и постоянно сочиняет вместившую в себя все это музыку.
Рассказать о страшных днях ленинградской блокады так действительно никому еще не приходило в голову, но сам тип подобного повествования, мягко говоря, не нов.
Не будь «Улисс» Джойса и «Петербург» Андрея Белого написаны, быть Вишневецкому подлинным триумфатором современной литературы; пока же он просто лауреат премии «Нос» 2011 года. Тоже, в общем, неплохо.