Сама повезет
Несмотря на желание РЖД получить в управление вагоны всех частных операторов, бывшая «дочка» монополии – Первая грузовая компания (ПГК) вывела из управления перевозчика весь подвижной составО том, что ПГК получила контроль над всеми вагонами, которыми раньше управляла РЖД, «Ведомостям» рассказал сотрудник одной из этих компаний. Оператор будет самостоятельно управлять принадлежащим ему подвижным составом с 1 февраля, отметил он. Представитель РЖД подтвердил это; представитель ПГК от комментариев отказался.
Осенью 2010 г. ПГК, еще будучи «дочкой» РЖД (в конце прошлого года 75% акций оператора купила НТК Владимира Лисина), передала материнской компании в управление 119 900 полувагонов (74 000 из них были в собственности ПГК, 45 900 она арендовала). Менеджеры РЖД объясняли такой шаг необходимостью решения проблемы невывоза грузов.
Однако реализация этой схемы привела к обратному эффекту, жаловались чиновники и крупные грузоотправители. Если в начале 2011 г. РЖД отказывала в вывозе лишь нескольких процентов грузов, предъявленных к перевозке, то уже осенью объем невывоза превысил 30%, признавала монополия. Возвращение вагонов под управление ПГК приведет к повышению эффективности оперирования и снижению издержек за счет оптимизации порожнего пробега, настаивает источник, близкий к ПГК. В первую очередь компания намерена повысить долю маршрутных перевозок – когда состав целиком грузится на одной станции и без переформирований идет до точки назначения, объясняет он. Такая схема используется для перевозки грузов крупных клиентов, например угольщиков. У РЖД процент маршрутизации при управлении полувагонами не превышал 50%, ПГК сможет сильно увеличить этот показатель, уверяет собеседник. Представитель РЖД не согласен, что монополия неэффективно управляла вагонами: например, в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем при неизменном размере парка в управлении РЖД удалось увеличить погрузку на 5,4%, а погрузка частных операторов выросла лишь на 4,3%, причем за счет роста числа вагонов на 4%.
В конце 2011 г. ПГК забрала из-под управления конкурентов и вагоны-цистерны: из 66 000 вагонов этого типа она ранее сдавала в аренду 24 000 штук. Компания может более эффективно управлять этим составом, объяснял представитель ПГК.
РЖД настаивает, что проблема невывоза грузов возникает из-за наличия на сети большого количества операторов. Минувшей осенью она предложила консолидировать управление парком, забрав в аренду полувагоны у своей «дочки» – Второй грузовой компании и частных операторов, в том числе ПГК. Она контролирует примерно треть всех полувагонов страны. И отдавать их назад РЖД, похоже, не намерена. До сих пор не выработаны условия, на которых монополия хочет управлять парком, говорит источник, близкий к ПГК.
Забрав вагоны у РЖД, ПГК сможет возить грузы по рыночным ставкам, а они на 20–30% выше тех, по которым возила сама монополия (эти тарифы регулирует государство), отмечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Это, по его словам, может увеличить выручку ПГК как минимум на треть (согласно отчетности ПГК по РСБУ за девять месяцев 2011 г. выручка компании составила 88 млрд руб.).