«Искусство – важная часть работы банка»

Один из старожилов Deutsche Bank – Фридхельм Хютте уже 25 лет собирает коллекцию произведений искусства для банка, считая это не менее важной работой, чем операции с клиентами
A.Berry
A.Berry / Bloomberg

Наша беседа с Фридхельмом Хютте начинается с прямого вопроса, знает ли он, сколько стоит художественная коллекция, которую он курирует как руководитель глобального отдела искусства в Deutsche Bank. «Конечно, знаю», – говорит он. А можете ли назвать сумму? «Нет». Он морщится в ответ и смеется. После долгого гримасничания он соглашается с тем, что речь идет «более чем о $100 млн», и с тем, что самые ценные произведения в коллекции – это работы Кандинского и Клее. Видно, что превращение искусства в товар ему неприятно.

55-летний уроженец города Хаген федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия отличается от других сотрудников банка. Он не выглядит как банкир. Курчавые волосы взлохмачены, длинные и не очень опрятные баки. Костюм, который носит Хютте, из бархата, а не из шерстяной ткани. Несмотря на это, он преданный банку сотрудник. Он занимает один и тот же пост более 20 лет. В 2011 г. он отметил 25-летие работы в банке.

Хютте окончил университет по специальности «история искусств». Сейчас он курирует одну из крупнейших корпоративных коллекций произведений искусства в мире. Она объединяет 56 000 экспонатов, расположенных в 900 разных местах. Банк спонсирует ярмарки искусства в Нью-Йорке, Гонконге и Лондоне.

Хютте получил это место, когда на прежней работе коллега посоветовала ему обратить внимание на маркетинговую позицию в Deutsche Bank. Она надеялась после ухода Хютте получить повышение по службе, на которое они претендовали оба. Но на собеседовании руководитель отдела маркетинга, увидев степень, указанную в его резюме, сказал, что банк ищет претендентов на «вакансию по искусству». Ему предложили на выбор маркетинговую позицию или работу с коллекцией. Выбор в пользу искусства был сделан «за наносекунды».

Тогда он был единственным сотрудником, работавшим с коллекцией, в которой было 2000 экспонатов, и делал все сам: сам размещал экспонаты, сам писал тексты, сам проводил экскурсии. Целью сбора коллекции была покупка предметов искусства, чтобы ими могли любоваться все сотрудники и клиенты банка, а не только старший менеджмент.

Поначалу коллекцию составляли работы художников из Германии и Австрии, таких как Эгон Шиле и Франц Марк. В конце 1970-х банк решил сконцентрироваться на современном искусстве, но сохранил приверженность немцам – Джозефу Беюсу, Герхарду Рихтеру и Джорджу Базелитцу. В 1990-х подход к формированию коллекции изменился вместе с глобализацией деятельности банка, началом найма людей за рубежом и открытием иностранных представительств. Сейчас под началом Хютте работает команда специалистов в Нью-Йорке, Лондоне и Франкфурте, а также внештатные советники.

Одним из ярчайших моментов своей работы Хютте считает встречи с художниками. Он предпочитает выстраивать отношения с ними и галереями лично, а не покупать на аукционах. Хютте с нежностью вспоминает, как в своей студии в Лейпциге ему готовил ужин Нео Раух.

Ник Орчард, руководитель направления европейских корпоративных коллекций Christie’s, говорит, что есть два подхода к коллекционированию в компаниях. Одни «имеют четкое представление о подходе, логические темы, искушенных кураторов и консультантов». Другие, по его словам, сохраняют верность более старомодному подходу: «Коллекция формируется высшим руководством, и предметы покупаются в соответствии с его вкусом. Когда в компанию приходит новый человек, он расширяет коллекцию, добавляя в нее что-то свое».

Хороший куратор создает коллекцию произведений искусства на «благо общества, клиентов и сотрудников», говорит Хютте, хотя их интересы и не всегда пересекаются. Сам Хютте, рисующий акварельные пейзажи в отпуске, придерживается принципа, что цель коллекции – «делать вклад в развитие компании и общества». Он страстно любит свою работу, настаивая: «Искусство не роскошь. Это действительно важная часть работы банка». Он также охотно делится финансовой информацией: «В 2010 г. банк инвестировал в искусство и музыку 21,1 млн евро».

Банк не давит на него в выборе работ, говорит Хютте: «Обычно художники, которых выбирает комитет по искусству (группа, в которую входят и члены правления), находятся в самом начале карьеры. Никто не может сказать, что будет с ними через 15–20 лет».

Тем не менее он гордится способностью своей команды обнаружить талант. Во время экскурсии по офису банка в Лондоне он показывает на полотно Дэмиена Херста и скульптуру Аниша Капура. Обе работы, по его словам, сегодня не вписались бы в его бюджет.

Создание художественного фонда не всегда мудрое решение для компании. В середине 1970-х пенсионный фонд британских железных дорог решил инвестировать 2,5% своего портфеля в искусство, начав собирать коллекцию, в которую вошло все – от китайского фарфора до искусства африканских племен. С 1980-х коллекцию начали распродавать, не делая новых инвестиций: фонд решил, что может получить больше из других источников.

Экономический кризис не оказал большого влияния на работу Хютте. Просто сейчас, говорит он, «некоторые решения [по покупке] приходится обосновывать лучше, чем раньше».