Куда бегут строки
Главный проект 4-й Московской биеннале – большая и увлекательная выставка, показывающая, какое искусство создает современная жизнь и почему оно не такое, как в прошлом векеКомиссар биеннале Иосиф Бакштейн уверяет, что основной проект этого года задуман по контрасту с главной выставкой прошлой биеннале, ставшей классическим кураторским высказыванием. На вопрос, что же сейчас получилось, комиссар не дает ответа, ведь и на этот раз получилось кураторское высказывание.
Только Жан-Юбера Мартена два года назад интересовала общность творческих проявлений людей разных культур, а нынешнего куратора Петера Вайбеля – новые способы творческого познания мира, вызванные глобальными переменами в нем. На прошлой биеннале получилась выставка-поэма со сквозными темами и сложными рифмами, на этот раз сложилась выставка-исследование, электронное сообщение о сегодняшнем состоянии искусства.
Вайбель честно представляет на своей большой выставке (65 художников и арт-групп из 33 стран мира, две площадки – выставочный зал ЦУМа и центр Artplay) современную живопись, фотографию, видео и объекты, политическое и социальное искусство, но воспринимается она прежде всего как парад аттракционов, царство проекций, проводов и интерактива.
Здесь работы сильные – замысловатая живопись и скульптура Нео Рауха, эстетское полиэкранное видео Айзека Джулина, зараженного красотами большого кино Вонга Кар Вая и Чжана Имоу, фильм-ретроспектива гранд-дамы современного искусства Ребекки Хорн – существуют сами по себе, вне магистрального сюжета экспозиции. Не говоря уж о картине Герхарда Рихтера и видео Ай Вэй Вэя – громко известные представлены скромно и скучно.
Все важное для смысла выставки происходит в темноте и благодаря не самым знаменитым. Кроме одной из запоминающихся инсталляций – стаи серебряных собак с работающими таймерами, остановившейся у бегущей строки, рассказывающей о Хиросиме. Работа Т. В. Сантоша, озабоченного терроризмом, стоит в ЦУМе, в Artplay ей выделили бы отдельную комнату и выключили свет.
Как «Свидетелю» Сьюзан Хиллер, развесившей на проводах сотни микрофонов, через которые люди разных наций бубнят о встречах с инопланетянами. В темноте надо смотреть лирическое представление художника Ивола – макет реальной берлинской площади на глазах превращается из места жизни в объект элитной недвижимости. В темноте в инсталляции Чарльза Сэндисона по кубам, буквально толкаясь и сливаясь, бегут строки сочинений Локка и Канта. В сценическом полумраке возникает в крутящихся струнах, как в волшебном сосуде, экранный кораблик в «Знаке морского горизонта» Ясухиро Судзуки.
Московская публика навидалась мультимедийного и интерактивного искусства, но ни на одной выставке не было так ясно, как на «Переписывая миры» Вейбеля, показано, как естественно новые технологии рождают новую образность, как провода, компьютерные программы и светодиоды становятся подручным материалом для рассказа о том, что волнует, пугает и завораживает современного человека.