Главный способ найти работу за 80 лет не изменился
Нынешнюю ситуацию на рынке труда все чаще сравнивают с той, что была во времена американской Великой депрессии. Аналитики ищут параллели во всем, даже в методах поиска работы. Оказывается, несмотря на появление интернета и глобального рынка, сейчас, как и 80 лет назад, легче всего находят работу те, кто ищет ее по старинкеЛилиан Браунштайн-Чодаш сейчас 91 год. Старушка живет в Бойтон-Бич (штат Флорида). Именно представители ее поколения пережили затяжную безработицу времен Великой депрессии и последовавший сложный период восстановления экономики. Поэтому она, как никто, понимает проблемы нынешней молодежи. Браунштайн-Чодаш вспоминает, как сама полтора года искала работу в конце 30-х. Однажды утром 1938 г. Лилиан подошла к зданию бизнес-центра в родном городе Джерси (штат Нью-Джерси). Поднялась на лифте на девятый этаж, вышла и стала стучаться во все офисы подряд. Молодая женщина спускалась с этажа на этаж, но ей повсюду отвечали: работы для вас нет. Наконец, на втором этаже она постучалась в дверь риэлторской компании, которой владели отец и сын. Как раз в этот день они уволили секретаршу и тут же, проверив скорость, с которой молодая женщина печатала на машинке, взяли Лилиан к себе. «Я была на седьмом небе от счастья», – рассказывает женщина.
Сегодня безработных встретишь разве что на ярмарках работодателей. Остальные соискатели сидят дома и ищут работу по интернету. Но историки подтверждают, что формула поиска работы почти не изменилась со времен Великой депрессии: работу быстрее всего находят те, у кого много личных связей.
Многочисленные исследования показывают, что большинство соискателей ищут работу совершенно не там, где нужно. Благодаря возможности связаться по интернету с работодателями в разных странах мира многие рассылают сотни резюме и пытаются завязать контакты за тысячи километров от дома вместо того, чтобы искать работу в ближайшем окружении.
По данным экономистов Алана Крюгера из Принстонского университета и Андреаса Мюллера из бизнес-школы Колумбийского университета, только 9% от общего времени поиска работы приходится на попытки устроиться через друзей и родных, а 51% времени соискатели тратят на поиски объявлений и рассылку резюме. Между тем 27,5% соискателей устраиваются на работу по рекомендации друзей, ни один другой источник поиска не дает таких высоких показателей по количеству устроившихся на работу, утверждают в консалтинговой компании в сфере карьеры CarreerXroads.
Во времена Великой депрессии почти 55% фабричных рабочих в Филадельфии нашли работу через личные контакты, еще 35% попали на работу, просто обивая пороги разных заводов, рассказывает профессор истории Нолтер Личт из Университета Пенсильвании. «Личные и семейные связи были чрезвычайно важны», – подчеркивает он.
В 1931 г. Брюнетт Кроуфорд Нелмс устроилась в школу учительницей четвертого класса в г. Хайкори-Флэт (штат Миссисипи) после того, как ее двоюродный брат поговорил со знакомыми в комитете по найму по поводу ее трудоустройства. Сейчас Нелмс 101 год.
Личные связи помогают сегодня, как и десятки лет назад. В июне нынешнего года Ненси Прейор-Джонсон потеряла работу координатора коммуникаций в одной компании. В этот же день она разместила объявление о поиске работы на Twitter, Facebook и Linkedln. На нее обрушился поток сообщений о новых вакансиях и многочисленные предложения о помощи со стороны ее интернет-друзей. На днях женщина выходит на новую работу в некоммерческую организацию, которую нашла через знакомого на Twiiter. «Если вы не напишете людям о том, что с вами случилось, никто и не узнает, что вам нужна помощь», – говорит она.
В 1932 г. Берт Бернхейм каждый день прогуливался по улицам маленького городка Лексингтон (штат Миссисипи), спрашивая соседей и даже прохожих о возможностях подзаработать. 97-летний мужчина вспоминает, что ему нужна была тогда любая работа. Он был согласен на все, лишь бы заработать денег.
Сегодняшние соискатели более привередливы, отмечают исследователи. Опрос 6000 кандидатов, проведенный Мюллером и Крюгером, показал: безработные согласны идти работать только за ту же зарплату, которую они получали раньше. Через некоторое время они готовы опустить планку, но лишь чуть-чуть. Именно поэтому соискателям так тяжело искать работу, говорит Мюллер.
Хелен Харт сейчас 101 год. Она вспоминает, как они с мужем потеряли работу в 1932 г. Оставшись без денег, они переехали на ферму ее отца в г. Энайд (штат Оклахома). Отец предоставил им комнату и бесплатный стол, а главное, дал работу. Молодые люди остались на ферме. «Люди сейчас много жалуются. Но они не знают, что такое настоящая тяжелая работа», – вздыхает Харт.