Пусть Медведев скажет слово
Несмотря на то что социального предпринимательства в России на государственном уровне никто не замечает, оно существует. Так, фонд региональных социальных программ «Наше будущее» потратил за три года 60 млн руб., поддержав 24 бизнес-проекта, нацеленных на решение социальных проблем в своих регионахВ 2010 г. ООО «Либерти» выиграло конкурс фонда «Наше будущее» и получило беспроцентный заем в размере 1,7 млн руб. на 3,5 года. Это позволило компании принять участие в нескольких международных туристических выставках, разместить рекламу на специализированных ресурсах и дооборудовать микроавтобус для комфортного перемещения колясочников.
Слово услышат. Евгений Литвак
гендиректор НИСИПП:. Если бы термин «социальное предпринимательство» прозвучал на высоком федеральном уровне (как, например, развиваются темы инноваций или микрофинансирования), если бы появилось определение в законе, направление в тех или иных программах – это стало бы отмашкой для региональных и федеральных властей, они стали бы обращать на это внимание, им пришлось бы худо-бедно за развитие этого направления отчитываться. Они стали бы хоть как-то социальных предпринимателей поддерживать.
Первую в России специализированную туристическую компанию для инвалидов «Либерти» Наталья Гаспарян и Мария Бондарь открыли в Петербурге в 2005 г. Разработали несколько туров для колясочников, нашли партнеров за рубежом и стали принимать туристов. «Когда мы только выбирали нишу для бизнеса, ни о какой его социальной составляющей мы не задумывались, – признается Гаспарян. – И у меня, и у моего партнера Марии Бондарь в детстве были травмы позвоночника, мы знали по своему опыту, как таким людям непросто путешествовать».
Классика жанра
Предпринимательницы провели исследование и составили базу данных туристических объектов, доступных колясочникам, разработали несколько маршрутов, придумали и изготовили собственный универсальный раздвижной пандус. А потом на средства, заработанные на приеме иностранных туристов, стали предлагать льготные туры для российских инвалидов.
Фонд «Наше будущее» был учрежден в июне 2008 г. по инициативе Вагита Алекперова для поддержки проектов в сфере социального предпринимательства. «Это бизнес-проекты, направленные на смягчение социальных проблем, – поясняет Евгений Живоглазов, руководитель департамента социальных и благотворительных проектов фонда. – Классический пример – компания «Веселый войлок» («Ведомости» писали о ней 25.03.2011), которую создали родители многодетной семьи, предложив надомную работу матерям из малообеспеченных семей».
Новые правила
Фонд ищет подобные проекты по всей России: с 2011 г. для него больше нет региональных ограничений. В первые годы принять участие в конкурсе могли предприниматели только из определенных регионов. С нового года у конкурса, стартовавшего в марте 2011 г., не будет и временных рамок для подачи заявки. Проекты больше не конкурируют друг с другом.
Фонд предоставляет беспроцентные займы на сумму до 5 млн руб. и на срок до пяти лет. Но организаторы говорят, что каждый проект рассматривают индивидуально. И сумма займа может быть увеличена, если это будет обосновано в бизнес-плане. С 2011 г. в конкурсе могут принять участие и стартапы. Прежде организаторы рассматривали лишь уже работающие бизнес-проекты.
Победители проходят бесплатное обучение и получают необходимые консультации по ведению бизнеса. Собирая предпринимателей вместе, организаторы фонда получили неожиданный синергетический эффект. Предприниматели начали придумывать совместные проекты. К примеру, на одной из общих встреч Гаспарян познакомилась с предпринимательницами Натальей Никитиной и Еленой Дмитриевой из подмосковной Коломны и теперь возит туристов к ним в гости.
Женщины нашли старинные рецепты пастилы – она очень отличается от сладостей, предлагаемых под этим названием современными кондитерами, – и наладили небольшое производство. Ягоды и яблоки для пастилы они закупают у местных пенсионеров и в небольших подсобных хозяйствах, таким образом давая возможность заработать и садоводам. А потом Никитина и Дмитриева решили реконструировать заброшенное здание фабрики XIX в. в центре города и создать в нем музей и интерактивную экспозицию, чтобы посетители могли наблюдать и участвовать в процессе производства. Проект «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей» в 2010 г. получил от «Нашего будущего» заем в размере 4,2 млн руб. на четыре года.
Явление есть
«Главная проблема российского социального предпринимательства в том, что в нашем законодательстве нет термина «социальное предпринимательство», – говорит Евгений Литвак, гендиректор НИСИПП. – А значит, непонятно, что в это явление вкладывать, как его трактовать». По мнению эксперта, в фонде «Наше будущее» трактуют правильно: как деятельность на стыке бизнеса и социальных проблем. Причем именно бизнеса, приносящего деньги, а не чистого меценатства. «Социальных проблем в нашем обществе выше крыши, – продолжает Литвак. – А значит, ниша для социального предпринимательства есть, потенциал у него высокий. Но необходим изначальный импульс со стороны государства. А вот когда это будет достигнуто – понадобятся все те же механизмы, которые нужны для поддержки обычного малого предпринимательства».
Фонд не ждет, пока государственные мужи скажут свое веское слово в защиту социального предпринимательства, фонд просто работает. За три года он поддержал 24 проекта в 13 регионах России, выдав беспроцентные займы на сумму более 60 млн руб., три предпринимателя уже полностью заем вернули. Бюджет на 2011 г. – 56 млн руб. С 15 марта 2011 г. в системе отметились 760 пользователей из 78 регионов. Один проект уже вышел в полуфинал конкурса и выдержал экспертизу, восемь проектов прошли первичный отбор заявок и сейчас работают с бизнес-планами.