В чем особенности приобретения чужого, терпящего крах, бизнеса
Перекупка чужого, почти разорившегося бизнеса требует больших затрат, чем открытие нового дела. Однако плюс в том, что предприниматель получает в распоряжение готовую инфраструктуру, человеческие и материальные ресурсы. Главное – отыскать причину, по которой бизнес чуть не разорился, и суметь изменить его структуру так, чтобы он снова приносил прибыльМарк Шелстэд был портфельным менеджером, но в прошлом году почувствовал, что работа его нестабильна. И решил, что пора работать на себя. Однако вместо того, чтобы начать бизнес с нуля, чикагский менеджер принялся искать компанию, которую можно было бы купить. «У меня не было никаких креативных идей, чтобы создать собственный бизнес. Кроме того, я хотел быстро встать на ноги и вести какое-нибудь готовое дело. Ведь мне уже немало лет», –объясняет Шелстэд, которому сейчас 55.
После нескольких месяцев поисков и переговоров в июле этого года Шелстэд купил компанию по расследованию мошенничества с кредитами, которая проработала на рынке 23 года. Он переименовал ее в Armitage Investigation Services. На покупку потратил собственные сбережения и взял кредит с рассрочкой на пять лет у продавца компании. Общая сумма сделки составила более $1 млн.
Дешевый выход
По мнению экспертов, покупка чужого бизнеса – хороший выход из положения, если у вас нет идей для открытия собственного дела. Покупатель получает в свое распоряжение уже готовую инфраструктуру и ресурсы, как человеческие, так и материальные. Кроме того, у бренда уже есть имя и репутация на рынке.
Конечно, для покупки готового бизнеса нужен внушительный стартовый капитал. Дешевле начать собственное дело с нуля. Однако во время экономического кризиса цены упали. Все чаще продавцы предлагают частично финансировать покупку из собственного кармана, так как многие покупатели не в состоянии взять кредит в банке.
«Сейчас это рынок покупателя, а не рынок продавца», – говорит Стивен Зиммерман, президент брокерской компании Restaurant Realty в Корте-Мадера (штат Калифорния). Он признает, что цена некоторых предприятий упала отнюдь не потому, что хозяин хочет уйти на пенсию или переехать. Просто в сложных экономических условиях небольшие компании борются за выживание. По мнению Зиммермана, инвестировать в такой бизнес все равно стоит. «Новый владелец может справиться со всеми проблемами и преуспеть», – полагает он.
Найти, что улучшить
Взять хотя бы пример Марка Кофмана. В 2009 г. его уволили с позиции топ-менеджера в крупной компании по производству компьютерного оборудования. Он купил франшизное предприятие Maaco Collision Repair & Auto Painting в Миннеаполисе за $700 000. Предприниматель говорит, что поначалу прибыли были более чем скромными. Но он был уверен в том, что будет вести дела лучше, чем предыдущий хозяин.
53-летний Кофман начал с того, что пересмотрел структуру компании и уволил 15% работников. Он также принял меры по удержанию клиентов, которым на регулярной основе нужно ремонтировать машины. Ими оказались водители такси. «Вы должны понять, где и что вы можете усовершенствовать», – говорит предприниматель и добавляет: за год продажи выросли на 35%.
Кофман сделал еще один шаг, характерный для многих перекупщиков бизнеса. Он финансировал свою покупку по так называемой схеме ROBS (Rollover as Business Start-up). Предприниматель воспользовался своим пенсионным накопительным счетом 401 (К), откуда по закону можно снимать средства на финансирование собственной компании. Потом, поменяв официально место работы, он закрыл старый счет 401 (К) и перевел деньги на такой же новый счет, избежав тем самым выплат каких-либо штрафов или налогов.
Полезный брокер
Оба, и Кофман, и Шелстэд, говорят, что нашли бизнес для перекупки через брокеров, которые выступают посредниками между покупателями и продавцами. Помимо этого брокеры следят за переговорным процессом и контролируют оформление документов по сделке купли-продажи.
Оба предпринимателя утверждают, что нашли компанию, которую хотели бы купить, уже через сутки сотрудничества с бизнес-брокерами. Они регулярно в течение дня проверяли, какова ситуация с их запросом, и пытались наладить как можно более доверительные отношения с брокерами. «Чем больше я звонил брокерам, тем серьезнее они меня воспринимали», – говорит Шелстэд.
Если вы намереваетесь обратиться к бизнес-брокеру, оба предпринимателя советуют запомнить следующее:
1. Бизнес-брокеров обычно нанимает продавец. Поэтому покупатель ничего не платит за его работу.
2. Сначала определитесь с тем, какой именно бизнес вы хотите купить, и только потом связывайтесь с брокерами. Исследуйте самостоятельно разные отрасли и разные виды бизнеса.
3. Честно скажите брокеру, сколько вы можете заплатить.
«Если вы начнете темнить, то просто потеряете время», – говорит Скотт Иверт, президент брокерской компании Sunbelt Midwest. Кроме того, добавляет он, брокеры и продавцы все равно подвергнут вас процедуре «обеспечения должной добросовестности», т. е. всесторонне проверят законность и коммерческую привлекательность предстоящей сделки.