Отели не дождались денег
Для российских гостиниц кризис еще не закончился: выручка крупнейших операторов по-прежнему остается на 15–20% ниже, чем в 2008 г.«Ведомости» изучили опубликованные в СПАРК данные о выручке крупнейших гостиниц Москвы и Петербурга. Выяснилось, что большинству из них в 2010 г. не удалось вернуться к результатам докризисного 2008 года.
Больше мест
В 2010 г. в столице, по данным Jones Lang LaSalle, было введено 2158 номеров – гостиницы Renaissance Monarch, Radisson Royal Ukraine, Lotte Hotel и др. Это увеличило объем номерного фонда «современного стандарта» почти на 19%.
Так, ЗАО «Грандъ-отель» (основная операционная компания «Марриотт гранд отель» на Тверской) в прошлом году получило 1,49 млрд руб. выручки (без НДС) против 1,46 млрд руб. в 2009 г. и 1,94 млрд руб. в 2008 г. Операционная компания гостиницы Radisson SAS на площади Европы в Москве, ООО «Славянская» получило в 2010 г. 1,38 млрд руб. выручки – на 1,1% меньше, чем в 2009 г., и на 24,5% меньше, чем в 2008 г. Выручка ООО «Европа отель» («Гранд отель Европа» в Санкт-Петербурге) в 2010 г. выросла на 9,5% до 1,16 млрд руб. по сравнению с 2009 г., но осталась ниже на 16%, чем в 2008 г. (подробную таблицу см. на www.vedomosti.ru). Получить комментарии в этих компаниях не удалось. Цифры из отчетов по РСБУ очень похожи на реальный оборот этих гостиниц, говорит заместитель директора по развитию CB Richard Ellis Станислав Ивашкевич.
В 2009 г. выручка гостиниц резко провалилась по сравнению с 2008 г.: у крупных сетевых операторов выручка снизилась на 15–20%, у самостоятельных отелей падение достигало и 60%, рассказывает директор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман. В 2010 г., по словам Гендельсмана, выручка стала расти: в среднем по рынку увеличение колебалось в пределах 5–15%. Спад на гостиничном рынке в 2009 г. Ивашкевич объясняет снижением цен. «Российский гостиничный бизнес до 2008 г. занимался спекуляцией <...> Если во всем мире пятизвездочные отели стоят примерно $200–600 за стандартный номер, то в Москве цена за номер начиналась с $500 и заканчивалась несколькими тысячами», – вспоминает он. Часть игроков в 2009 г. вынуждены были уйти с рынка, говорит Гендельсман. Кризис внес коррективы: загрузка гостиниц, по словам Ивашкевича, практически не упала, а цена снизилась.
В 2010 г. активность в сегменте делового туризма несколько повысилась, но цены остались на нижней границе, достигнутой в кризис, говорится в годовом отчете ОАО «ГК «Космос» (управляет одноименной гостиницей в Москве, основной акционер – «Интурист»). Выручка «Космоса» в прошлом году выросла на 18,5% до 1,1 млрд руб., но осталась ниже, чем в 2008 г., когда выручка достигала 1,34 млрд руб. Сложившиеся в кризис тенденции сокращения продолжительности времени пребывания туристов в отелях, уменьшения трат на дополнительные услуги, а также поиск альтернативных вариантов размещения по-прежнему наблюдались на протяжении всего 2010 года, указывает компания в отчете.
Действительно, загрузка московских отелей в 2010 г., по данным Jones Lang LaSalle Hotels, увеличилась в среднем на 9,9% по сравнению с 2009 г. А средняя цена номера снизилась на 9,3%.
Отели в 2009 г. снижали цены, чтобы удержать гостей, и в результате гостиницы средней ценовой категории конкурировали с отелями верхней, говорит Гендельсман. В 2010 г., по его словам, цены снизились в среднем еще на 15% по сравнению с предыдущим, поскольку операторы ожидали очередного падения, но вместо этого выросла загрузка (например, в отеле «Азимут» в Санкт-Петербурге – на 18%).
Но снижение было недолгим: к маю 2011 г., по данным Jones Lang LaSalle, средняя цена за номер в московских гостиницах достигла 6280 руб., или $220, увеличившись на 8,4% по сравнению с маем 2010 г. «С начала 2011 г. наблюдается умеренный рост цен на проживание – порядка 5–7%. В этом году загрузка в низкий сезон составляет примерно 55% (в кризис этот показатель был не более 30%), в высокий сезон достигает 95%», – добавил гендиректор Azimut Hotels.
«Возвращения к прежним показателям и вершинам по-прежнему ждать не приходится – не в последнюю очередь из-за возросшего объема предложения», – считает исполнительный вице-президент и глава Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ Марина Усенко.