Менеджеров научились тестировать при помощи кинопросмотров
Можно прочесть десяток учебников о том, как подготовиться к собеседованию, и все равно пережить шок (или облегчение), если вдруг на интервью вам предложат посмотреть киноДля чего это нужно
Кинособеседование – это просмотр соискателем фильма и его обсуждение с интервьюером: кандидату предлагают написать небольшое эссе, заполнить опросник или даже подготовить презентацию. Рекрутер выясняет, что соискатель считает основной темой киноленты, кому из героев симпатизирует, что ему показалось самым важным, и это не пункты зрительской рецензии, а средство проективного анализа системы взглядов и ценностей испытуемого.
«Кинособеседование», или, выражаясь научно, метод синемалогии, относится к числу «внезапных» техник проведения вступительного интервью. «Синемалогия – одна из многочисленных психологических методик, основанных на механизме проективной идентификации: испытуемый, часто сам того не подозревая, отождествляет себя с героем на экране и от его лица рассказывает о себе», – объясняет заместитель декана факультета психологии НИУ ВШЭ Евгений Осин.
Что же такая методика может дать голодному до новинок HR-рынку? «Методику синемалогии мы используем, особенно когда речь идет о высоких или специализированных позициях», – рассказывает Андрей Захаров, директор департамента по подбору персонала для банков и инвестиционных компаний «Агентства контакт». Данный метод позволяет выявить скрытое на подсознательном уровне отношение кандидата к себе самому, окружающим его людям и своей работе, считает Захаров.
«Синемалогия снимает эффекты «социальной желательности»: когда человека спрашивают напрямую о мотивах и ценностях, он дает тот ответ, которого от него ждут, – развивает мысль Осин. – Если же ему предлагается объяснить поведение героев фильма, он скорее изложит свою точку зрения, опираясь на свои мотивы и ценности, так что опытный интервьюер сможет их распознать».
По словам Захарова, большинство кейсов, которые даются кандидатам на собеседованиях, тесно связаны с их предыдущей работой. Но если HR-специалист предлагает кандидату разобрать проблемную ситуацию, в которой он действительно побывал, то эмоции могут исказить объективный анализ.
Лариса Лутовина, управляющий директор консалтинговой компании Private Consulting Group, видит в этом существенный минус синемалогии: кинособеседование размывает границы между организационными и личностными темами. Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при использовании синемалогии, – высокие временные и трудозатраты на проведение собеседований.
«Наиболее целесообразно использовать эту методику для менеджеров среднего звена, где важно оценить созвучность менеджера ценностям компании, – считает старший преподаватель кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ, консультант по развитию людей и организаций Елена Мандрикова. – Для более низшего звена она может не окупить трудозатраты, а для высокопоставленных соискателей – слишком рискованна и экзотична».
Что же делать, если кадровое агентство вместо привычного собеседования приглашает смотреть фильм? «Для некоторых кинособеседование при всей своей нейтральности и мягкости оказывается не менее стрессогенным, чем даже привычная форма стресс-интервью», – объясняет Мандрикова. К тому же заранее предугадать выигрышный вариант ответа практически невозможно, так как синемалогия не предполагает правильных и неправильных ответов. Здесь психологи и карьерные консультанты оказались солидарны: к ситуации следует отнестись спокойно, с юмором и получить удовольствие от просмотра. Важно проявить себя цельной личностью, зачастую это ценится даже выше совпадения с формальными критериями оценки. Главное для соискателя – быть честным и искренним, ведь убедиться в его искренности и честности для интервьюера важнее всего.