Louis Vuitton пойдет к успеху мелкими шажками
Новая фабрика Louis Vuitton, расположившаяся в горах Центральной Франции, увеличила число занятых в этой компании на 70 человек. С одной стороны, это капля в море для производителя предметов роскоши с годовым объемом продаж 5 млрд евро ($7,09 млрд), на которого только во Франции работают 3500 специалистов, с другой – целая стратегияСоздание этого предприятия – часть стратегии Vuitton, предусматривающей наращивание бизнеса «мелкими порциями», буквально по отдельному цеху. При нынешних масштабах у компании почти не остается других резервов для роста. «Перед нами стоит дилемма: как наращивать бизнес, не размывая имиджа», – сказал на открытии новой фабрики в городке Марсаз генеральный директор Vuitton Ив Карсель.
Ради ауры
В отличие от компаний, ориентированных на массовый рынок, производители предметов роскоши должны сохранять ауру эксклюзивности. По этой причине Vuitton постоянно стремится расширить сферу влияния. Компания, как и прежде, продает выпускаемые малыми партиями изделия, стоящие по нескольку тысяч евро за штуку, но миллионы падких на бренды женщин стремятся стать обладательницами знаменитых сумочек и кошельков из коричневой кожи с золотой монограммой.
Теперь Vuitton планирует выпустить собственные духи – продукт, используемый многими элитными модными домами для привлечения массового покупателя. Правда, представители Vuitton утверждают, что новые духи будут продаваться только в фирменных магазинах компании и ни в коем случае не в больших магазинах или парфюмерных сетях, где обычно можно найти большинство продуктов такого рода.
Работают на пределе
Рост бизнеса Vuitton в течение ряда лет означает, что компания постоянно работает на пределе производственных возможностей. Во всем мире ей принадлежат 17 фабрик по производству сумочек и аксессуаров. Предприятие в Марсазе – 12-е на территории Франции, кроме того, есть три фабрики в Испании и две в Калифорнии. Комплектующие вроде молний компания производит в Азии. В прошлом году складские запасы Vuitton настолько оскудели, что склады во Франции по утрам приходилось закрывать.
Сейчас, когда финансовый кризис миновал, многие производители предметов роскоши раскручивают производство, но Vuitton предпочитает не торопиться. В 2010 г. продажи компании выросли на 22%, и Карсель заявил, что будет намеренно сдерживать рост в 2011 г. Prada и Hermеs активно наращивают число бутиков в Китае – на рынке, который Vuitton, по мнению Карселя, очень хорошо освоила на 20 лет вперед.
Всего в мире у Vuitton 456 магазинов, на сотню с лишним больше, чем у конкурирующей Gucci. Обеспечив себе повсеместное присутствие, теперь Vuitton осторожничает с созданием новых торговых точек. В 2011 г. компания введет в строй всего лишь пять новых магазинов, включая очень большие – в городах вроде Сингапура. Карсель считает, что для компании важнее развитие уже существующих предприятий.
Скрытый резерв
Первая фабрика Vuitton за пределами Парижа появилась в Сен-Донате в 1977 г., теперь ее возможности уже не соответствуют потребностям рынка. В 2002 г. компания открыла очередную фабрику близ острова Мон-Сен-Мишель, и Карсель сразу начал планировать следующие шаги. Было решено построить в Марсазе фабрику с новейшим оборудованием. По словам Карселя, ежегодно Vuitton инвестирует в производство десятки миллионов евро.
Пока строилось предприятие в Марсазе, компании приходилось искать альтернативные пути для расширения. Карсель внедрил «бережливое производство» по образцу японских автомобилестроителей. Переоборудовав рабочие места в U-образные конфигурации для команд из 10 работников, компания высвободила до 10% производственных площадей. «Мы смогли нанять 300 новых сотрудников, не открывая новой фабрики», – отметил гендиректор. Каждый этап производства был проанализирован на предмет наличия скрытых резервов для роста. Девиз торгового дома Vuitton – «Каждый чемодан должен сочетать в себе высокую мобильность и легкость» – стал для управленцев компании практически руководством к действию.
Теперь в Марсазе опытные работники обучают десятки новичков. Некоторые ветераны компании работали на окрестных обувных фабриках еще до краха французской обувной промышленности. Многие сотрудники вообще не имеют опыта фабричной работы – прежде они были парикмахерами, зубными протезистами и т. п. Управляющий фабрикой Вальтер Джулио при наборе новичков ищет людей, обладающих «ловкостью рук, способностью работать в команде и мотивацией». При этом необязательно, чтобы человек имел опыт работы со швейной машинкой.
Vuitton по-прежнему славится высоким качеством изделий, но далеко не все производство у компании ручное. На обувной фабрике в Италии роботы на некоторых позициях заменили людей. Это принесло значительную экономию времени. Кроме того, была разработана компьютерная программа для выявления дефектов в получаемых образцах кожи. Программа также определяет, как нужно нарезать десятки кусочков кожи для пошива сумки – это позволяет существенно сэкономить материалы. Примечательно, что в прошлом году британские регуляторы запретили два рекламных ролика компании, где показывалось ручное производство: чиновники сочли, что реклама вводит потребителей в заблуждение.