Цемент резко подорожал и стал дефицитом

С начала года цемент подорожал на 20–30%, а теперь его еще и не купишь, возмущаются московские строители. Цементники говорят, что дело не в дефиците, а в плохой логистике

За последнюю неделю цемент резко подорожал – цена доходит до 4400 руб. за 1 т. При этом производители лимитируют его выпуск: если раньше мы производили 500–600 кубов бетона в день, то сейчас – вдвое меньше», – рассказал «Ведомостям» гендиректор «Моспромстроя» Борис Гурецкий. За последние пару недель цемент подорожал от 500 до 1000 руб., а из-за дефицита была недозагрузка Домодедовского завода железобетонных изделий, сообщил представитель «СУ-155». Цены выросли, но самого материала нет – то ли преднамеренно, то ли объемы строительства так сильно увеличились, удивляется гендиректор строительной компании МИСК Геннадий Животинский. Заместитель гендиректора ДСК-1 Евгений Гончаров считает это «либо саботажем, либо диверсией». По его словам, в среднем цемент для компании подорожал на 800–900 руб. за 1 т, цена достигает 3900 руб. Константин Кузнецов, вице-президент ПИК по промышленности и строительству, указывает, что бетон с начала года подорожал на 15%. По данным Московской фондовой биржи, с начала года цемент подорожал на 26% до 2860 руб. (без учета транспортировки и НДС). Алекс де Валухофф, гендиректор ОАО «Лафарж цемент», говорит о росте в I квартале на 20%.

Цементники утверждают, что объемы производства не снижали. Все цементные заводы работают на максимуме, говорит президент «Евроцемент груп» Михаил Скороход. «Сейчас пик спроса, например, «Воскресенскцемент» работает на пределе возможностей», – соглашается де Валухофф.

Строители говорят, что намного больше строить не стали. Потребление цемента на строительных предприятиях ПИК выросло в этом году на 15–20%, сказал Кузнецов.

Перебои могут быть из-за логистики, полагает Скороход. Управляющий партнер «СМПро» Владимир Гузь уверен, что дефицит создается из-за нехватки подвижного состава: все вагоны для перевозки цемента перешли в Первую грузовую компанию (ПГК): «Государство утратило контроль за вагонами и ценообразованием на железнодорожном транспорте, а распорядитель самого большого подвижного состава на рынке регулярно сокращает количество вагонов».

В 2010 г. ПГК списала порядка 4900 цементовозов, «так как стоимость их ремонта фактически равнялась стоимости нового вагона», признает представитель компании. Но на размере рабочего парка, утверждает он, это не отразилось: в нем, как и год назад, более 11 000 цементовозов. «При существующих ставках на перевозку цемента и ценах на новые вагоны мы не готовы расширять свой парк и покупать новый подвижной состав», – продолжает представитель ПГК. «ПГК заключает долгосрочные договоры осенью на следующий год. Все законтрактованные объемы мы обеспечиваем в полном объеме. Разовые, спотовые заявки выполняем по мере возможности, при этом никаких гарантий по обеспечению подвижным составом таким производителям никто из операторов не дает, так же как и они ничего не гарантируют операторам», – заключает он.