«Дикси» на вырост

Игорь Кесаев, владелец группы «Меркурий», готовит свою сеть «Дикси» к SPO за рубежом

ОАО «Дикси Групп»

розничный оператор. акционеры: Группа «Меркурий» – 54,4%, основатели «Виктории» – 13,1%, Free Float – 32,5%. капитализация (ММВБ) – 47,7 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, I квартал 2011 г.): выручка – 18,1 млрд руб., прибыль – 164,1 млн руб.

«Наша цель – построить многомиллиардную компанию, сопоставимую с нашим табачным бизнесом», – заявил вчера Кесаев, чья группа «Меркурий» владеет контрольным пакетом «Дикси». По его словам, выручка «Меркурия» в этом году составит около $16 млрд, из которых около $12 млрд придется на «Мегаполис», занимающий больше 70% на российском рынке табачной дистрибуции.

Для того чтобы решить задачу, «Дикси» нужно привлекать дополнительные средства на развитие на одной из мировых фондовых площадок – на Лондонской или Нью-Йоркской бирже, считает Кесаев. «Российские компании тяготеют обычно к Лондону», – уточнил он, отметив, что листинг на западных площадках для «Дикси» – «вопрос среднесрочной перспективы». По словам представителя «Дикси» Лаврентия Губина, задача компании – провести это SPO до 2014 г. В ближайшие полтора года «Дикси» будет заниматься интеграцией группы компаний «Виктория», расширением и повышением эффективности бизнеса, сказал Кесаев.

Вчера «Дикси» объявила о закрытии сделки по покупке «Виктории» за 25,6 млрд руб. Для ее финансирования компания разместила допэмиссию акций на 15,15 млрд руб. и привлекла кредит на 4,5 млрд руб. в «Юникредите». Треть сделки была оплачена акциями «Дикси», в результате чего акционеры «Виктории» Александр Зарибко, Николай Власенко и Владимир Кацман получили 13,1% «Дикси», а доля «Меркурия» в сети снизилась с 63,4 до 54,4%. Основатели «Виктории» по условиям сделки обязались не продавать полученные бумаги в течение года и получили право на назначение одного представителя в совет директоров «Дикси». «Менеджмент «Дикси» говорит, что «Меркурий» не планирует продавать свою долю, поэтому на западных площадках смогут продать свою долю основатели «Виктории» либо компания предложит допэмиссию», – рассказала аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова.

Затраты на слияние с конкурирующей сетью «Дикси» не называет, а расходы только на смену вывесок принадлежащих «Виктории» магазинов «Дешево», «Квартал» и «Семейная копилка» оценивает в 500 млн руб. С покупкой «Виктории» сеть «Дикси» увеличилась с 690 до 944 магазинов, а выручка объединенной компании, ожидает Кесаев, будет на 50% больше, чем «Дикси» в одиночку. В прошлом году «Дикси» получила 64,7 млрд руб. выручки, «Виктория» – 34 млрд руб. Оборот объединенной компании в этом году должен достичь 120 млрд руб., а в 2012 г. – $5 млрд. «Такая задача стоит перед менеджментом», – объяснил Кесаев.

Для того чтобы заинтересовать новых инвесторов, «Дикси» предстоит поработать над эффективностью бизнеса, считает аналитик «Тройки диалог» Артур Галимов. К примеру, у компании довольно высокие для рынка товарные потери от порчи и кражи продуктов – 2,1% выручки в I квартале (против среднего показателя в 1,5%). Рентабельность ритейлера тоже пока ниже, чем у конкурентов, – EBITDA margin в 2010 г. составила 5,7% против 7,5% у X5 Retail Group, 8,1% у «Магнита» и 8,6% у группы «O’кей» (все компании торгуются на Лондонской фондовой бирже).

«Дикси» провела IPO на российских биржах в 2007 г., продав акции по нижней границе ценового диапазона – $14,4 за штуку. Сейчас бумаги ритейлера торгуются в РТС на уровне $14,2.