Каково заниматься денежными переводами в Сомали

Абдирашиду Дьюалу было восемь лет, когда он начал работать в магазине отца в пыльном городишке Бурао в Сомали. Сейчас там уже почти никто не помнит, как лавка семьи Дьюал превратилась в международный бизнес по переводу денежных средств
dahabshiil.com
dahabshiil.com

Как создать бизнес в трудной среде

Абдирашид Дьюал советует:. Начинайте смолоду – так быстрее взрослеешь. Сделайте своими клиентами и работниками тех, кто живет рядом с вами. Если вы не знаете ваших клиентов, а работники вам не верят, вы не сможете вести бизнес. Умейте адаптироваться в непривычной среде. Я мог бы сказать: «Я не хочу выходить на европейский рынок. Это слишком трудно». Но я поступил по-другому. Я приспособился. Делайте то, что вы любите. Важно гореть бизнесом, жаждать его развития и процветания.

Родной город Дьюала был примечателен только тем, что там находился крупный рынок живого скота, а в небольшой лавке отца будущего банкира продавалось все – от одежды и обуви до муки и сахара. Теперь Дьюал живет то в Лондоне, то в Харгейсе, столице Сомалиленда, автономного района Сомали, который в 1991 г. провозгласил независимость. Он гендиректор Dahabshill – международной компании, осуществляющей денежные переводы, у которой 24 000 подразделений в 144 странах мира. Помимо этого Dahabshill предлагает клиентам дебетные карточки, бонусные банковские карты и услуги sms-оповещения, а также собирается скоро открыть операционное управление своего банка в столице Сомалиленда.

Деньги, а не оружие

«С детства я привык разговаривать со взрослыми на равных. Пока мои братья играли в футбол во дворе, я сидел в магазине у прилавка. Мне было интересно продавать людям разные вещи», – вспоминает бизнесмен. В 13 лет он сел за руль отцовской машины: «Я чувствовал, что конкурирую со взрослыми людьми, которые работали на отца, и я хотел быть нужным и полезным ему».

За 40 лет существования компания Dahabshill стала сравнительно крупным игроком мирового банковского рынка – сегодня она использует все самые новые технологии. И все же работать в таком нежизнеспособном государстве, как Сомали, всегда опасно. Так, в 2009 г. два сотрудника компании были убиты во время атаки исламистской группировки «Аль-Шабаад». Тогда же почти половина из 50 операционных подразделений компании в столице Сомали, городе Могадишо, были закрыты. До сих пор представители компании перевозят деньги тайно в обычных машинах. Однако, несмотря на трудности, Дьюал считает, что успех будет сопутствовать его бизнесу в Сомали: «Мы помогаем передавать деньги через границу, людям мы нужны. Мы приносим деньги, а не оружие, поэтому клиенты у нас всегда будут».

Военные риски

Сейчас уже мало кто помнит, как лавка семьи Дьюал превратилась в международный бизнес по переводу денежных средств.

Еще в 1970-х гг. отец Абдирашида, Мухамед Саид Дьюал, закупал итальянскую обувь для своего магазина в торговом центре в Йемене, где нужно было расплачиваться конвертируемой валютой. В то же время сомалийская диаспора в Йемене хотела пересылать деньги домой. Отец Дьюал брал у бывших соотечественников конвертируемую валюту, чтобы заплатить за обувь, а потом отдавал взятые в долг деньги родственникам эмигрантов в Бурао в местной валюте, но брал себе комиссионные. Так он начал делать деньги на обмене валюты, а потом на переводе денег. Дополнительный доход превратился в основной бизнес.

Дела у семьи Дьюал шли хорошо. Но потом на смену мирной жизни пришли война и терроризм. В 1988 г. в Могадишо начались столкновения между разными группировками. В стране вспыхнула гражданская война, которая привела к развалу единого государства Сомали. «В городе повсюду была кровь, мы не могли оставаться в доме. Мы бросили нашу машину, наш магазин, наш дом – все, что у нас было, и бежали», – вспоминает Дьюал-младший.

Семья долгое время скиталась с кочевыми пастухами, потом его отец добрался до эфиопской границы, нашел в Эфиопии сомалийцев, которым нужно было получать из дома деньги или, наоборот, посылать деньги домой, и стал помогать им. Особенно тяжело было ввозить деньги в Сомали – из-за постоянных беспорядков это было очень рискованно. «Конечно, можно спрятать в сумке $200 000, особенно если знаешь, как это лучше сделать, но все равно это небезопасно», – говорит Абдирашид Дьюал.

Не для пиратов

За время гражданской войны около миллиона сомалийцев бежали из страны, осев на Ближнем Востоке, в Австралии, Европе и Северной Америке. «С начала 1990-х гг. многие сомалийцы переселились в другие места. Я один из них, я знаю, где живут мои соотечественники, как связаться с ними и как сделать для них что-то полезное», – объясняет Дьюал.

Однако, открывая филиалы в странах Европы, Дьюал столкнулся еще с одной проблемой – строгим законодательством в отношении денежных переводов. «Я знал сомалийцев, знал, как их обслуживать, но ничего не знал о формальностях, с которыми пришлось столкнуться в Европе. В Бурао нам не нужны были бухгалтеры, юристы и банки», – рассказывает он. Поселившись в Лондоне, банкир из Сомали, несмотря на ломаный английский, скоро нашел бухгалтера, купил специальный путеводитель для начинающих бизнесменов, с головой окунулся в работу и вскоре открыл филиалы в 12 европейских странах.

Дьюал старался вникать во все тонкости законодательства в Европе, и ему удалось добиться того, что все операции его компании стали абсолютно легальны и вписываются в законы европейских стран. Дьюал может легко доказать, что деньги из оборота Dahabshill не используются террористами или пиратами (еще один бич государства Сомали). Недаром после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке были закрыты европейские филиалы прямого конкурента Дьюала, сомалийской компании Al-Barakat. Бизнес Дьюала выжил.

Сегодня компания Dahabshill ежегодно делает денежные переводы на сумму в $200 млн в странах Восточной Африки, а также пересылает $1,6 млрд в Сомали. У компании самый крупный объем услуг по переводу денежных средств в регионе Африканского Рога, куда входят Сомали, Эфиопия и Джибути.

Отец и сын Дьюалы четко делят между собой обязанности в компании: Абдирашид, ныне гендиректор, отвечает за западные филиалы, отец, председатель совета директоров, – за африканские. Все денежные переводы осуществляются по интернету, компания активно использует Faceboоk и Twitter, развивает направление банковских и телекоммуникационных операций.