В мире: Единая транспортная Европа

В конце марта Еврокомиссия представила Whitepaper 2011 – «Дорожную карту по созданию общеевропейского транспортного пространства». В ней поставлены задачи развития на ближайшее десятилетие и на период до 2050 г. Документ вызвал неоднозначную реакцию у представителей транспортной отрасли – от одобрения в одних секторах до осуждения в других.
Европа собирается вообще отказаться от бензиновых двигателей к 2050 г. и пересесть на поезда и пароходы – это дешевле и экологичнее
Европа собирается вообще отказаться от бензиновых двигателей к 2050 г. и пересесть на поезда и пароходы – это дешевле и экологичнее / Bloomberg

Одна из основных задач, провозглашенных в новой европейской транспортной концепции, – значительно уменьшить зависимость Европы от импорта нефти и сократить выбросы углекислого газа на транспорте на 60% к 2050 г.

Сейчас топливные нужды транспорта ЕС на 96% состоят из нефти и нефтепродуктов, общие расходы на импорт нефти в ЕС в 2010 г. составили 210 млрд евро. Одновременно поставлена цель резкого снижения выбросов парниковых газов – в транспортном секторе запланировано понижение к 2050 г. на 60% по сравнению с 1990 г.

Обе задачи должны решаться как за счет использования новых технологий, так и за счет реформы системы транспортных перевозок в ЕС. Должны быть разработаны новые транспортные маршруты, причем основной объем грузов и пассажиров должен перевозиться совместно с использованием наиболее эффективных средств транспорта (и их комбинации). Личный же транспорт предпочтителен для последних этапов путешествия – с использованием экологически чистых транспортных средств.

Особый упор в документе сделан на транспортной ситуации в городах, где предлагается также повысить долю использования общественного транспорта и активно переходить на чистый транспорт. К 2050 г. в городах не должно остаться транспортных средств с бензиновым двигателем. К 2030 г. их доля должна быть как минимум сокращена наполовину, а в крупнейших городах к 2030 г. должны быть разработаны логистические схемы городского транспорта с нулевыми выбросами парниковых газов.

Одним из основных и вызвавших наибольшие споры положений документа стал план масштабного сдвига в сторону большего использования железнодорожного и водного транспорта. К 2030 г. на долю этих видов транспорта должно приходиться более 30% перевозок на средние дистанции, к 2050 г. – более 50%. С этой целью должны активно развиваться высокоскоростные железные дороги – их общая протяженность в Европе должна утроиться за ближайшие 20 лет, а к 2050 г. сеть высокоскоростных железных дорог должна стать общеевропейской и состыкована со всеми основными аэропортами Европы. Сейчас в большинстве европейских стран на долю железных дорог приходится около 8% грузо- и пассажироперевозок.

Еврокомиссар по транспорту (и вице-президент ассоциации транспортных средств, работающих на биотопливе) Сиим Каллас в интервью Financial Times заявил: «Из средств наземного транспорта железнодорожный транспорт обладает наибольшим потенциалом с точки зрения обеспечения большей мобильности и является наиболее экологически чистым». Каллас отметил, что железнодорожный транспорт сильно фрагментирован по национальному признаку и не существует панъевропейских компаний по железнодорожным перевозкам, тогда как в авиации и других секторах такие компании есть. По его мнению, доминирование крупных национальных госкомпаний в железнодорожном секторе мешает инвестициям частного бизнеса в его развитие.

Каллас заявляет, что планируется также постепенный переход от существующих в Европе топливных налогов к оплате конечным пользователем перемещения на определенное расстояние. В Whitepaper 2011 говорится: «Пользователи транспорта будут оплачивать полную стоимость перевозки, получив в обмен ликвидацию заторов и пробок, дополнительную информацию, более качественное обслуживание и улучшенную безопасность».

Кроме принципа «путешествующий платит» будет действовать принцип «загрязняющий платит», стимулирующий переход на экологичные виды транспорта.

Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA) выразили недовольство планом вытеснения автомобилей из городов. Greenpeace признала запланированные меры борьбы с нефтяной зависимостью недостаточными. Ассоциация европейских компаний электроснабжения Eurelectric и израильская компания по производству электромобилей Better Place рады переходу на чистый автотранспорт. Сдвиг в сторону железнодорожных перевозок одобрили Союз предприятий европейской железнодорожной промышленности (UNIFE), Сообщество европейских железнодорожных компаний (CER) и Европейская ассоциация операторов железнодорожной инфраструктуры (IME).