Советы консультанта: Долой командный дух


Команда топ-менеджеров французского гиганта Alcatel-Alsthom, который в свое время был лидером на рынках телекоммуникаций, транспорта и энергетики, в июне 1992 г. провела длинное совещание. Много часов споров спустя управляющие вынесли окончательное решение, что у рынка мобильных телефонов будущего нет.

Ровно в то же время новый гендиректор Nokia Йорма Оллила принял единоличное решение избавиться от всего традиционного бизнеса компании и вложить абсолютно все средства в мобильные телефоны. Что было дальше – вы знаете...

Последние 50 лет нам всем постоянно вдалбливают, как важна работа в команде. Будто бы именно она определяет успех компании – и без нее даже сами компании-то невозможны. Резюме, размещенные на сайтах многих многонациональных гигантов, в частности Procter & Gamble, устроены так, что сразу же отсеивают соискателей, которые не созданы для командной работы.

Тем временем даже беглый анализ доказывает: во-первых, сама по себе работа даже в самой лучшей команде ни в коей мере не гарантирует компании высоких результатов, а во-вторых, инновационные и прогрессивные идеи – это результат работы одного человека, а не команды выдающихся людей. Все это приводит к неизбежному выводу, что нам всем давно пора задуматься о другом виде командной работы, чем та, к которой нас всех пытаются приучить.

Взглянем на эволюцию человечества в целом и отдельных обществ в частности. Прогресс в его отдельных проявлениях никогда не был результатом работы организаций – двигателем, как правило, становился один человек. Не важно, что потом у него появлялись последователи, идея была продуктом одного конкретного безумца. Эти безумцы ставили под вопрос все существующие истины – и изобретали новые. Они до конца боролись за то, во что верят, и порой эта борьба заканчивалась вместе с их жизнью. Тем не менее именно эти люди двигали мир вперед.

Теперь мир изменился. Пять лет назад гендиректор одной из крупнейших европейских компаний не допускающим возражения тоном заявил своим сотрудникам, что быть «средним» – это вполне нормально в сегодняшнем мире. Угадайте, где эта компания сегодня?

Я называю это «тиранией середнячков»: процесс принятия решений скатывается к бесконечным голосованиям, компромиссам и консенсусам. Руководители занимаются тем, что поддерживают командный дух, вместо того чтобы сосредоточиться на достижении выдающихся результатов. Они идут по пути наименьшего сопротивления – и таких с каждым днем становится все больше.

Тем временем есть другой путь – провокационный: путь поддержания постоянной неудовлетворенности достигнутым среди сотрудников, путь бесконечного хаоса, который тем не менее сфокусирован на определенных целях. Такой способ управления может поднять над серединностью и серостью. Но он же может привести и к полному провалу. Лучший пример – руководство Стива Джобса. Бесконечная неудовлетворенность достигнутым оставляет в его команде самых умных и самых безумных. Один раз он уже терял пост гендиректора компании. Однако за последние семь лет цены на акции Apple взлетели в 40 раз, а за последние пять лет они прибавили 1384% в цене.

У одной из самых успешных российских интернет-компаний – «Лаборатории Касперского» довольно странный внутренний девиз. В нем говорится, что в компании можно и нужно говорить глупости. Зачем? Потому что все гениальные идеи поначалу казались не более чем глупостью. Можете считать глупостью и идею о том, что лидерам давно пора отказаться от старых моделей формирования команд и командного духа.