Игроки: В начале пути

Волонтерство – пока не самый популярный вид благотворительности в России. Корпоративное добровольчество балансирует между деланием добра и решением HR-задач компании, в индивидуальное вовлечено не более 6% граждан. Но перспективы у него огромные, как показали летние пожары и тысячи людей, захотевших помочь пострадавшим.
Волонтерство в рабочее или свободное время, за счет компании или бесплатно — ответы на эти и другие вопросы в России только начали искать./ Photoxpress

Корпоративное волонтерство начало бурно расти в период кризиса, когда в большинстве компаний социальные проекты, требующие прямых финансовых вливаний, были временно заморожены», - начала специальную сессию конференции Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда «Здесь и сейчас». Но и сегодня, когда экономика постепенно приходит в сознание, причин для их свертывания не обнаружилось. Если говорить о формах, которые принимает корпоративное волонтерство у нас, то основными являются три: собственные адресные волонтерские проекты; конкурсы мини-грантов для сотрудников-волонтеров и/или НКО и помощь pro bono, когда некоммерческие и благотворительные организации получают бесплатные профессиональные услуги высококвалифицированных специалистов. В последнем вопросе мы, запыхавшись, догоняем запад, говорит она.

Мария Трубникова, представитель Альфа-банка, говорит, что сотрудничество с некоммерческими организациями важно с информационной точки зрения – организационная помощь ей не требуется, потому что волонтерские программы пока есть только в Московском филиале, где активных волонтеров около 50 человек.

При сокращении бюджетов и перераспределении средств внутри бизнес-подразделений волонтерство – это один из наиболее рациональных способов поддержания работы в сфере социальной ответственности, отметила Екатерина Фролова, главный эксперт управления корпоративного имиджа и коммуникаций Юникредитбанка. «Корпоративное волонтерство для бизнеса – это тот самый козырь в рукаве, который способен повысить эффективность благотворительных программ при значительной экономии бюджета компании и одновременно положительно повлиять на индекс приверженности сотрудников организации, поддерживая в них чувство вовлеченности в общее дело и предлагая мероприятия, направленные на сплочение коллектива», – уверена она.

В компании «Трансаэро» благотворительная деятельность и программы корпоративного волонтерства – часть HR-политики и программы поддержания лояльности сотрудников. Только интегрировав эту деятельность в бизнес-процессы, можно гарантировать реализацию проектов на достойном уровне, уверена Елена Журавлева, руководитель социальных проектов «Трансаэро».

Уровень программы – это важный аспект ее эффективности и пока является для нас проблемой, потому что до сих пор не редки случаи, когда компании обращаются в некоммерческие организации (НКО) с идеями из серии «развесистой клюквы», сожалеет Марина Васильева, заместитель председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви.

Тульчинская отметила еще одну проблему – концентрацию корпоративных волонтеров исключительно на так называемых популярных видах помощи (праздники в детских домах, сборы новогодних подарков и т.п.). Другая тенденция, вызывающая у нее опасение: избыточно ретивые сотрудники HR-отделов некоторых компаний, путающие корпоративное волонтерство и тим-билдинг.

Еще одна крайность – когда компании, напротив, все хотят делать сами, вообще не обращаясь к НКО. «Но ведь в этом случае они лишают себя информации, кому и какая именно помощь нужна», – продолжила Васильева из РПЦ.

Но для некоммерческого сектора партнерство с бизнесом не должно ограничиваться информационными услугами, ведь НКО годами выстраивает отношения с организациями, нуждающимися в помощи, создает их базу, классифицирует, кому, когда и какая помощь нужна, парировала Татьяна Тульчинская. Если сотрудничество с бизнесом свести только к выдаче информации о таких организациях, то где гарантия, что корпоративные волонтеры все сделают корректно и эффективно и в чем тогда заинтересованность НКО, задается вопросом она.

Примерно 80% волонтерских программ, которые реализуются в Юникредитбанке, придумывают его сотрудники. Но банк готов к диалогу с НКО, говорит Фролова. В то же время перенасыщенность рынка рождает некоторые стереотипы и предубеждения как у «бизнеса» в отношении НКО, так и у многочисленных фондов и некоммерческих организаций в отношении «бизнеса». НКО свойственно мнение, что бизнес «тянет одеяло на себя» и не готов принимать и рассматривать действительно острые моменты и оказывать поддержку, к примеру, хосписам. «Бизнес» же зачастую считает, что из него просто выкачивают средства. На этом этапе мы сталкиваемся с определенного рода пробелом во взаимопонимании – ямой, где с одной стороны стоит НКО, обладатель знаний, а с другой – бизнес, денежное хранилище. «Я не думаю, что существует недоверие к НКО. Бизнес часто не знает, что ему нужно делать, поэтому нам нужно чаще и плотнее взаимодействовать. Следует честно признаться в том, что же нам нужно друг от друга», – отметила Фролова.

Татьяна Тульчинская уверена, что нельзя ставить знак равенства между HR-политикой, тим-билдингом и корпоративным волонтерством. Но они все-равно находятся слишком близко друг к другу, поэтому очень важно соблюдать баланс интересов, посоветовала она участникам конференции.

Следить за балансом интересов, эффективностью программ для общества должны НКО, вовлеченные в программы корпоративного волонтерства, уверена Елена Журавлева из «Трансаэро», где порядка 50 человек активных волонтеров.

К сожалению, сейчас корпоративное волонтерство очень часто напоминает развлечение для сотрудников, сожалеет Тульчинская. Поэтому и нет практического ответа на вопрос: если волонтер компании подвел НКО в проекте, кто должен за это отвечать?

За чей счет

Этот вопрос вывел дискуссию участников сессии еще на одну проблему – нужно ли оплачивать волонтеру время, потраченное на благотворительный проект.

Директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат говорит, что если участие в благотворительных акциях не влияет на результат работы волонтера, по предварительному согласованию банк оплачивает сотрудникам время, проведенное за благотворительной работой.

Но в гораздо большем числе компаний волонтерам не оплачивается время, потраченное на добрые дела.

Юникредитбанк для себя только подошел к решению этой проблемы. Фролова рассказала, почему компания задумалась об этом. Один из юристов банка всегда активно интересовался всеми рассылками на тему волонтерства. Фролова в ответ на его очередное письмо спросила, готов ли он на добровольных началах оказывать профессиональные услуги партнерам компании по благотворительным проектам. Помолчав некоторое время, юрист уточнил: в рабочее или личное время? «Конечно, в свободное, написала я. И надо отдать ему должное, он согласился», – рассказывает Фролова.

Документ, регламентирующий взаимоотношения банка и его сотрудника-волонтера, сейчас обсуждается в департаменте по работе с персоналом банка. Он касается условий, на которых один из победителей конкурса волонтерских проектов среди сотрудников выполнит работу по проекту (объединение сайтов всех детских домов Челябинской области) на рабочем месте в рабочее время. До сих пор все свои добрые дела работники компании осуществляли в выходные.

По мнению президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, благотворительность сотрудников компании по их инициативе в нерабочее время нельзя считать корпоративным добровольчеством. «Они могли заняться чем угодно, хоть бабочек коллекционировать, – объясняет Альшанская, – за это нельзя отчитываться как за работу компании. В идеальном виде корпоративное добровольчество предполагает некую стратегию, которая прописана в документах, а также понимание, что оно идет от компании. Когда человек занимается добровольческой деятельностью на рабочем месте, она не может быть выбрана им случайно, ее определяет политика компании. Его время жестко ограничено. В этих условиях идеальным было бы развитие услуг pro bono. Есть огромное число профессионалов, обладающих навыками, знаниями и возможностями, в которых нуждаются некоммерческие организации».

Первый заместитель директора по связям и коммуникациям СУЭК Елена Свешникова поддержала это мнение: «Если сотрудники получают деньги за потраченное на волонтерство время, то волонтерство ли это и нужно ли это компании?».

Ольга Васильева, представитель благотворительного фонда «АБС Славянский», учрежденного компанией «АБС Электро», считает, что волонтерство не должно быть способом компании сэкономить средства. Идеальная схема представляется ей такой: компания формирует стратегию помощи, формирует список нуждающихся, обеспечивая адресный и эффективный подход, и предоставляет волонтерам финансовые ресурсы для реализации проектов. Сотрудники занимаются этим не в свободное от работы время, но не стоит регламентировать рабочее время с выделением времени на благотворительность – эта «обязаловка» способна на корню загубить благородные устремления. Тем более что первостепенная задача бизнеса – забота о прибыли.

Формализация деятельности корпоративных волонтеров в России только началась, говорит Татьяна Тульчинская: «Раньше все было на эмоциях: а давайте в этом году поедем в какой-нибудь детский дом. Теперь волонтерские программы становятся постоянными, и они должны быть регламентированы внутренними документами компании».

Удивительное лето

Волонтерство в России пока не самый массовый вариант благотворительности. Россия заняла лишь 138-е место среди 153 стран – участниц рейтинга частной благотворительности, впервые составленного в 2010 г. благотворительным фондом Charities Aid Foundation (см. таблицу).

В ходе подготовки рейтинга выяснилось, что у людей в разных странах мира очень разное представление о том, каков должен быть личный вклад в благосостояние общества. Процент граждан, которые жертвуют деньги благотворительным организациям, варьируется от минимального значения в 4% (в Литве) до максимального – 83% (на Мальте). Доля тех, кто занимается волонтерской деятельностью, меняется от 2% в Камбодже до 61% в Туркменистане. Россия свое место разделила с Черногорией c общим показателем вовлеченности населения в благотворительную деятельность на уровне 18%. Как выяснилось, в России за месяц перед исследованием пожертвования делали 17% респондентов, работали волонтерами – 6%, а помогали нуждающимся – 32%.

В то же время, как показали летние пожары 2010 г., у нас огромное количество людей, которые не словом, а делом безвоздмездно готовы помогать тем, кто попал в беду. Только в волонтерских акциях центра «Милосердие» РПЦ участвовало более 8 тыс. человек, собрано 98,6 млн руб., которые распределены адресно людям, не попавшим в государственные компенсационные программы.

Новый всплекс волонтерства был после теракта в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 г. Сразу после теракта в Twitter начали собирать телефоны добровольцев, готовых чем-то помочь: услуги бесплатного такси, бесплатный ночлег для нуждающихся, информация о пунктах переливания крови и т. п.

«Пожар разбудил в людях что-то, что заставляет их идти и помогать. Сейчас проблемой является то, что, даже если кто-то и готов помочь, он не знает, кому и какая помощь нужна. Для того, чтобы соединить тех, кому нужна помощь, и тех, кто готов безвозмездно ее оказывать, благотворительные организации создают координационный центр по работе с добровольцами», – рассказала «Ведомостям» куратор некоммерческого проекта социальной рекламы «Все равно» Наталья Семина.

С середины апреля по май 2011 г. в Москве пройдет первая в стране масштабная кампания по продвижению идеи волонтерства. Организатор программы «Все равно», крупнейший российский оператор наружной рекламы News Outdoor, начнет размещать плакаты, призывающие россиян вступить в ряды волонтеров благотворительных организаций. Под проект будет запущен специальный интернет-ресурс, где любой человек, желающий работать на благотворительных проектах как волонтер, сможет заполнить специальную анкету, и его пригласят на собеседование и учебу в организацию, нуждающуюся в подобной помощи, рассказала Семина. Будет предусмотрен и вариант волонтерства pro bono: те, кто готов бесплатно оказывать профессиональные услуги, смогут оставить заявку о себе на сайте в разделе «ярмарка вакансий», там же будут заказы от благотворительных организаций на те или иные виды услуг.

Координировать деятельность новоиспеченных волонтеров будет пул благотворительных организаций – сообщество «Все вместе» (www.wse-wmeste.ru), «Союз волонтерский организаций и движений» (www.volontery.ru) и провославная служба «Милосердие» (www.miloserdie.ru).

«Я вижу у волонтерства большие перспективы. Но нужно уметь его правильно организовать. При этом и слишком большая заорганизованность, и слишком большая свобода будут одинаково опасны. Конечно, добровольчество требует от самого человека сильной воли и зрелости. Эти качества есть далеко не у каждого», – уверена Марина Васильева.