Нефтяная планка
Мировые цены на нефть преодолели очередную психологическую отметку: Brent стоит дороже $120 за баррель, российская Urals – более $115Вчера спотовая цена нефти сорта Brent выросла на 2% до $121,05 за баррель, Urals подорожала на 1,6% до $116,2 за баррель. Цены уже близки к историческим максимумам лета 2008 г. – $147,5 за баррель Brent и $140,6 за Urals.
Главным фактором, толкающим цены вверх, является «военная премия» из-за боевых действий в Ливии, констатирует аналитик Reuters Александр Ершов. И хотя пока Саудовская Аравия компенсирует сокращение ливийских поставок, на рынках существует опасение, что, если в ближайшей перспективе в мире будет хоть какой-то экономический рост, нефти может не хватить, отмечает эксперт. С начала антиправительственных выступлений в Ливии в середине февраля нефть подорожала уже почти на 30%.
Волнения в Африке продолжаются. Вчера «Лукойл» объявил форс-мажор по офшорному геологоразведочному проекту CI-205 в Кот-д’Ивуаре – из-за беспорядков в этой стране. И хотя пока не известно, чего вообще можно было ожидать от этого проекта, психологически такие заявления нагнетают обстановку на рынке, говорит Ершов.
Свою лепту в рост цен вносят слабеющий доллар и спекулянты, продолжает Ершов: «На растущем рынке у игроков всегда появляется соблазн заработать на финансовых инструментах, в данном случае – на нефтяных фьючерсах, что ведет к росту дисбаланса поставок». Спекулятивный фактор присутствует, согласен аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Стихийное бедствие в Японии тоже влияет на нефтяной рынок, отмечает Ершов: с одной стороны, можно ожидать, что, лишившись ядерной энергетики, страна увеличит потребление углеводородов, с другой – восстановление японской экономики также простимулирует спрос на энергоносители.
Как только ситуация в Африке стабилизируется или ОПЕК примет меры для успокоения рынка, например увеличит квоты на добычу, начнется коррекция цен, считает Борисов. Российские цены на нефть и нефтепродукты могут начать расти следом за мировыми, отмечает он, но внимание ФАС сильно снижает аппетит российских нефтяников.