Выгодная щедрость
Бизнес по созданию новых сервисов в социальных сетях бывшие топ-менеджеры компании AOL Джон Бортвик и Энди Вейсманн открыли четыре года назад. В тот момент они знали, какую компанию хотят построить, но не представляли, как это сделать. Сегодня Betaworks уже известна на рынке инновационными подходами к ведению бизнесаПервый год ушел на то, чтобы составить конкретный план развития. Мы хотели инвестировать деньги в создание и развитие интернет-сервисов и думали, что, может быть, придется покупать еще и чужие сервисы», – рассказывает Вейсманн. Начинающие предприниматели попробовали несколько вариантов, но потерпели поражение. «Должно быть, проблема в том, что мы не владеем технологиями развития этого бизнеса», – решили они. Но позже выяснилось, что технологии были ни при чем.
Нечто среднее
Партнеры решили, что их фирма будет инвестировать только в создание и развитие интернет-стартапов. Но новая компания не должна была стать обычным венчурным фондом или инкубатором стартапов по типу IdeaLab, созданного Биллом Гроссом. «Мы создадим нечто среднее», – решили Бортвик и Вейсманн. И начали строить компанию, по структуре напоминающую киностудию типа Miramax. «Теперь мы производим собственную продукцию и финансируем создание чужой, но все наши производственные процессы связаны», – объясняет он.
Четыре года спустя Betaworks продолжает бурно развиваться. Сегодня ее владельцы надеются, что еще через четыре года они поставят на поток создание прибыльных интернет-компаний и будут инвестировать в них средства с момента зарождения идеи до момента полной финансовой самостоятельности, когда бизнес уже не будет нуждаться в инвесторах.
Возможно, предприниматели обладают природным чутьем или им просто повезло. Но они выбрали самое правильное место для развития бизнеса. Это Нью-Йорк. Здесь, на Манхэттене, быстро растет местная Кремниевая долина. Причина в том, что многие венчурные фонды вкладывают сейчас большие деньги в развитие стартапов в социальных медиа, надеясь преуспеть как Facebook или Twitter.
Бортвик и Вейсманн получили от инвесторов-ангелов $25 млн в ценных бумагах. Среди их спонсоров оказались Кеннет Лерер, один из основателей новостного сайта Huffington Post, Тим Армстронг, гендиректор AOL, и Рон Конуэй, известный инвестор из Кремниевой долины. Сейчас Betaworks держит эти денежные средства на балансе и использует по мере надобности. А инвесторы возлагают ответственность за расходы непосредственно на Бортвика и Вейсманна.
Денег не берут
«Мы принципиально не берем комиссионные за управление финансами. Не хотим, чтобы наши стартапы испытывали какое-либо давление», – говорит Вейсманн. Вместо этого владельцы Betaworks покупают акции стартапов, с которыми работают, и становятся их совладельцами.
Эту необычную схему Бортвик и Вейсманн позаимствовали у поисковой системы Summize – они инвестировали в нее средства, когда она была убыточной. «В таких случаях инвесторы обычно говорят, что не будут тратить на это время и деньги, и закрывают компанию. Но нас заинтриговал тот факт, что Summize могла анализировать большие объемы данных в режиме реального времени. Мы долго решали, что делать с компанией, потом попробовали сотрудничать с Twitter – и трафик взорвался уже на второй день», – рассказывает Вейсманн. В 2008 г. Twitter купила Summize и сделала ее своей поисковой системой. В качестве оплаты Betaworks получила акции в Twitter, которыми она владеет по сей день.
Сейчас средства Betaworks вложены в 28 посторонних компаний и в четыре собственных: Bit.ly, Chartbeat, Socialflow и TweetDeck. Большинство сотрудников работает в Нью-Йорке, а разработчики программ базируются в Лондоне.
Никакого насилия
После поглощения AOL в 2000 г. Бортвик долгое время формировал стратегии компании Time Warner в сфере технологий и создания альянсов в бизнесе. По его словам, именно тогда он понял, что компании часто допускают ошибки, насильно заставляя свои операционные подразделения сотрудничать друг с другом. «В итоге эти попытки достичь синергии приводят к сплошным конфузам, – смеется он. – К примеру, я ни за что не скажу: надо, чтобы Bit.ly сделала то или это для TweetDeck. Обе компании должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Пусть они обсудят совместные действия и попытаются извлечь из них взаимную экономическую выгоду».
Вейсманн считает главной целью Betaworks «умение увидеть интересную идею и развить из нее бизнес, а потом с минимальными рисками довести этот бизнес до состояния полной самостоятельности». Пока компания ни разу не продавала идеи, из которых возникал полноценный проект. Она оставляла такие стартапы себе, превращая их в дочерние предприятия. Так случилось с Bit.ly и Сhartbeat.
По словам Бортвика, необычная структура Betaworks смущает иногда потенциальных клиентов, которым требуются инвестиции. «Предприниматели спрашивают нас: «Ребята, если вы инвестируете в нас деньги, то какой кусок бизнеса вы потребуете взамен?» Я отвечаю: «Мы можем оставаться пассивными и играть роль инвесторов-ангелов. Но если ваш бизнес покажется нам привлекательным, мы обязательно попросим у вас часть акций», – объясняет Бортвик.
Есть еще один урок, который владельцы Betaworks извлекли из своей работы в AOL (до слияния с Time Warner она была ведущей интернет-компанией рынка). Бортвик и Вейсманн знают, что интернет-инновации не всегда повышают прибыли компаний. В иных случаях они, наоборот, их сокращают.
Как и все небольшие компании, Betaworks рискует быть вытесненной с рынка гигантами типа Twitter и Facebook. «Назовите мне такой интернет-бизнес, который сохранял бы рыночную капитализацию на уровне $50 млрд более пяти лет подряд. Таких мало», – говорит Бортвик и добавляет: – Я не знаю, есть ли на рынке другие компании, которые открыты для всех нововведений и с наибольшей эффективностью используют свои капиталы. Но именно такую компанию мы пытаемся построить».