Дорогая ложка
Рост цен на продовольствие сложно не заметить. Повторяется ли продовольственный кризис 2007–2008 гг. или сейчас мир имеет дело с чем-то другим?Индекс продовольственных цен FFPI (FAO Food Price Index), который ежемесячно рассчитывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), после непрерывного семимесячного роста в январе достиг исторического максимума (индекс рассчитывается с 1990 г.). Через месяц исторический максимум снова обновился.
Индекс, рассчитываемый на основе продовольственной корзины, состоящей из 55 позиций (в нее входят молочные, рыбные и мясные продукты, зерновые, растительное масло, сахар и т. д.), в январе вырос по сравнению с декабрем на 3,4%. Рост был отмечен по всем позициям, кроме мяса. В феврале ситуация усугубилась: индекс вырос еще на 2,2% и составил 236 пунктов. Подорожали все контролируемые товары, кроме сахара, самым значительным был рост цен на молочные продукты и зерновые.
По данным министерства труда США, цены на еду выросли в феврале на 3,9% – это самый существенный месячный скачок цен в США за последние 37 лет.
Голодный миллиард
Ускоряющаяся инфляция цен на продукты увеличивает риск возвращения продовольственного кризиса, аналогичного тому, что был в 2007–2008 гг., в развивающихся странах, заявил генеральный директор FAO Жак Диуф в интервью Reuters. Он также заметил, что пока слишком рано оценивать влияние последствий землетрясения и цунами в Японии, ведущего мирового импортера зерна, на мировые поставки сельхозпродукции и спрос на нее.
Цены продолжат дальнейший рост до середины 2011 г., по реалистичному сценарию, остановившись примерно на уровнях 2008 г., «но в случае дефицита предложения могут подняться существенно выше», заявил Financial Times Рик Деверелл, эксперт по товарным рынкам в Credit Suisse. Гендиректор Cargill (крупнейший трейдер сельхозпродукции) Грегори Пейдж заявил FT, что цены определенно останутся выше среднего уровня 2000–2006 гг. По его мнению, период, когда цены достигнут пиковых значений, зависит от погоды и в случае хороших урожаев могут не превзойти уровень прошлого кризиса. К тому же высокие цены должны стать сигналом для фермеров к увеличению посевных площадей, их более рациональному использованию, считает Пейдж.
«Существует риск, что наблюдаемый сегодня рост цен может продлиться дольше, чем это было в 2007–2008 гг. На этот раз цены увеличиваются на больший спектр сельскохозяйственных продуктов, и гораздо больше времени потребуется для того, чтобы нарастить производство», – цитирует Bloomberg Люка Мэтьюса, стратега Commonwealth Bank of Australia.
Из-за роста продовольственных цен число людей в мире, которые хронически недоедают, стремительно приближается к 1 млрд, заявил президент Всемирного банка Роберт Зеллик. По оценкам ООН, этот показатель на конец прошлого года составлял 925 млн человек. По мнению Зеллика, нынешний взлет цен не был разовым явлением: высокие цены на продукты питания сохранятся в ближайшие годы.
В феврале John Deere скорректировал прогнозы, касающиеся сельского хозяйства и сельхозтехники. Компания повысила прогноз продаж сельхозтехники на ближайший год до 18–20% (старый прогноз – 10–12%).
Стихийные колебания цен
То, как развивается ситуация с мировыми ценами на продовольствие, действительно похоже на сценарий 2007–2008 гг. Во-первых – неурожай, во-вторых – ограничения на экспорт, в третьих – продовольственные бунты и попытки властей взять цены под контроль (введение максимальных цен, отмена импортных пошлин), в-четвертых – паническая скупка продуктов питания.
Из-за прошлогодней засухи в России и на Украине урожаи зерна в этих странах оказались на рекордно низком уровне. Россия ввела мораторий на экспорт зерна, Украина – квоты.
В конце года проливные дожди обрушились на австралийский штат Квинсленд (четвертый мировой экспортер пшеницы).
В январе феномен «Эль-Ниньо – Ла-Нинья» (изменение температуры воды в экваториальной части Тихого океана) привел к засухе в Аргентине и Бразилии. На эти страны в совокупности приходится 45% мирового экспорта соевых бобов и 26% – кукурузы.
Есть опасения, что летом засуха может случиться в США (на долю США приходится более половины мирового экспорта кукурузы и более 40% – соевых бобов).
Циклон «Яси», обрушившийся в начале февраля на северо-восточное побережье Австралии, нанес серьезный ущерб посевам сахарного тростника. Австралия – третий по объемам экспортер сахара-сырца в мире (после Бразилии и Таиланда).
Дожди в сухой сезон и низкая температура воздуха привели к тому, что урожай кофе в Мексике в сезоне 2010–2011 гг. оказался самым плохим за последние 20 лет (с сезона 1992–1993 гг.). Мексика – второй в мире экспортер кофе. В Колумбии (крупнейший производитель) урожай кофе сильно пострадал от ливней.
За прошлый год фьючерсы на кукурузу подорожали на 92%, на соевые бобы – на 44%, на пшеницу – на 69%. Фьючерсы на кофе за год выросли на 77%. Цены на кофе достигли самого высокого уровня с 1997 г. Фьючерсы на сахар-сырец подорожали за год на 19%, цена достигла самого высокого уровня почти за три десятилетия.
В начале 2011 г. рост цен продолжился. Недовольство высокими ценами на продукты питания сыграло роль в свержении правящих режимов в Египте и Тунисе, народных выступлениях в Йемене. Географический охват пока не сравнился с 2008 г., когда продовольственными бунтами было охвачено более 30 стран.
В январе на рынках отмечались масштабные закупки сельхозтоваров странами Северной Африки и Ближнего Востока, сильно зависящими от импорта продовольствия. Так, Алжир приобрел за январь 1,7 млн т пшеницы (примерно треть от обычного уровня закупок за год). Саудовская Аравия объявила о планах удвоения закупок пшеницы – для удовлетворения спроса.
Игра с едой
Джаяти Гош, профессор экономики Университета Джавахарлара Неру в Дели, в интервью службе новостей Real News назвал происходящее на сырьевых рынках «пузырем». Главная причина нынешнего роста цен на продукты питания та же, что и во время продовольственного кризиса 2007–2008 гг., – спекуляция фьючерсами на сырьевые товары. «Корпоративные и государственные пенсионные фонды, суверенные фонды, университетские фонды и другие институциональные инвесторы <...> в совокупности <...> владеют большей долей фьючерсных контрактов на сырьевые товары, чем любой другой участник рынка», – свидетельствовал в 2008 г. перед комиссией сената США портфельный менеджер Майкл Мастерс из Masters Capital Management. По словам Мастерса, подобные «индексные спекулянты» в 2003 г. вложили во фьючерсы на 25 основных сырьевых товаров к концу 2003 г. $13 млрд, а к марту 2008 г. эта сумма выросла до $260 млрд. За тот же срок цены на эти 25 товаров выросли в среднем на 183%. Хильда Очоа-Бриллембург, президент Strategic Investment Group, заявила газете Guardian, что, по ее оценке, спекулятивный спрос на фьючерсы на продовольственные товары вырос с 2008 г. на 40–80%.
В июле 2010 г. британская благотворительная организация The World Development Movement (WDM) выпустила доклад «Великая голодная лотерея», в котором указывала на рост влияния, оказываемого хедж-фондами и банками на товарные рынки. Со ссылкой на годовой отчет Goldman Sachs организация утверждала, что банк заработал в 2009 г. на спекуляции на товарных рынках $1 млрд. Банк ответил, что большую часть операций проводил в пользу клиентов, а цифра сильно преувеличена.
Чиновников спекулянты пугают. Жак Диуф и министр сельского хозяйства Франции Бруно Ле Мер на совместной пресс-конференции в феврале назвали спекуляцию продовольствием опасной для экономики и морально неприемлемой. Диуф и Ле Мер призвали страны G20 к скоординированному ответу на рост и нестабильность цен на продовольствие, в том числе путем борьбы со спекулянтами. За это же выступает французский президент Николя Саркози (Франция председательствует в G20). Отдельная группа в рамках «двадцатки», которую будет курировать российский президент Дмитрий Медведев, займется подготовкой реформ, направленных на улучшение регулирования сырьевых рынков – как раз для сдерживания мировых цен на аграрную продукцию.