Босх с нами
В Эрмитаже открылась выставка работ из коллекции музея Прадо – однозначно главное выставочное событие в этом году. И не только в ЭрмитажеЕстественно, если бы не официально празднуемый год Испании, такого бы не было никогда. Открывали выставку с помпой, в течение двух дней. Сначала – в присутствии президента Медведева и короля Хуана Карлоса Второго, потом – уже менее официально.
Объяснить, почему Прадо – главная выставка года, достаточно легко. Среднестатистического петербуржца, избалованного эрмитажной коллекцией, трудно чем-то удивить. Он все видел. Почти все: Рембрандта, Сурбарана, Брейгеля, Тициана, Рафаэля. И только почесав голову и недолго подумав, он может, наконец, выдавить из себя ответ на простой вопрос, чего ему, зрителю, не хватает в родном музее, в этой огромной коллекции. И назовет ровно то, что сейчас выставлено на всеобщее обозрение в Николаевском зале.
Босх, в первую очередь. Да, не виданный прежде, всегда желанный. Не «Сад земных наслаждений», конечно, – его привезти бы не решились. Сатирическая зарисовка «Извлечение камня глупости» – но это именно такой Босх, которого мы не видели никогда. Он не растиражирован в репродукциях, учебниках и на обложках альбомов готических групп. И тем ценен.
Караваджо. Этим эрмитажного зрителя не удивишь. Но картина, опять же, невиданная. «Давид, победивший Голиафа». Это не тот пестренький, специально для объяснений, что такое «караваджизм» (темный, всепоглощающий фон, яркие очертания), – необычный.
Эль Греко. Вот, пожалуй, главный шок – три самые известные его работы, фактуру которых ни одна репродукция не передаст. А фактура тут самое главное – в «Портрете неизвестного с рукой на груди», «Христосе, обнимающем крест» и «Святом семействе с Иоанном Крестителем».
Наконец, Гойя. Вовсе не изведанная территория, которая здесь представлена во всей своей красе – парадными портретами.
Можно было бы еще продолжать в том же духе по именам – тех, чьи работы выставлены и кого сноб видит впервые. Тьепполо, Веронезе, Пуссен. Можно было бы еще похвалить кураторов за грамотный, как в альбоме для младшего школьного возраста, этикетаж: рядом с каждой работой – изложение ее сюжета. Но что это все такое рядом с восторгом сноба? Тут важнее всего эмоция, ее высечение. И она в данном случае высекается – помимо всякого официоза.