С ветерком за 5,5 трлн
Организация скоростного железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу — 2018 может обойтись в 5,5 трлн руб., подсчитал МинфинИсправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)
Оценку в 5,5 трлн руб. (около 137,5 млрд евро, или $190 млрд) вчера на Красноярском форуме назвал замминистра финансов Александр Новак. По его словам, расчеты основаны на сравнении с затратами при строительстве одного километра скоростной железнодорожной ветки между Москвой и Санкт-Петербургом — $9-14 млн (263,7-410,2 млн руб.). Затраты в 5,5 трлн руб. предполагают строительство новых скоростных веток, Москва напрямую будет связана не со всеми городами, принимающими чемпионат (их 13), а только с Сочи, Екатеринбургом и Самарой, объяснил Новак, кроме того, должна быть построена высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург. «Это неподъемная для бюджета цифра», — сказал Новак, добавив, что финансовую модель Минфин продолжает отрабатывать с РЖД, окончательного решения пока нет.
Расчеты Минфина существенно отличаются от оценок РЖД. В конце января «Скоростные магистрали» (дочерняя компания РЖД) представили проект развития высокоскоростного движения до 2018 г. стоимостью почти втрое меньше оценки Минфина — 50 млрд евро. К 2018 г. на маршрутах Москва — Петербург и Москва — Екатеринбург (через Владимир, Нижний Новгород и Казань с ответвлением из Казани в Самару) планируется построить выделенные пути, по которым поезда смогут ездить со скоростью до 400 км/ч, рассказывал гендиректор «Скоростных магистралей» Денис Муратов.
Разницу в оценках Новак вчера объяснить не смог, как и представитель «Скоростных магистралей».
Различия могут объясняться разной системой подсчетов, полагает эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, к примеру, существенно снизить расходы поможет использование контрактов жизненного цикла. Ранее Муратов признавал, что стоимость магистрали Москва — Санкт-Петербург по российским методам расчетов и стандартов оценивается в 1,2 трлн руб., но она может быть снижена в три раза при использовании контракта жизненного цикла (последняя оценка проекта «Скоростными магистралями» — 10-15 млрд евро). Специальная проектная компания возьмет на себя полную ответственность за проект, объяснял он, отвечать перед государством будет юрлицо, инвестировавшее средства, которые нельзя будет забрать до истечения контракта. Таким образом, государство не будет нести технологические и проектные риски, а оплатит выполненные услуги.
«Странная ситуация, чиновники заявляют о возможных расходах, но не могут объяснить, как их посчитали, — говорит Игорь Николаев из ФБК. — Не исключено, что это способ заранее предупредить, что лишних денег у государства просить не стоит».