Бизнес «дочки-матери»

Раньше свое дело часто начинали родители, а дети его подхватывали. Теперь в Америке популярен другой вид семейной компании: отцы и дети вместе с нуля начинают бизнес и вместе его развивают

Что нужно поделить. Уэйн Риверс

соучредитель Института семейного бизнеса в Роли (Северная Каролина). «Нельзя забывать про обычную проблему отцов и детей. Если вы добавляете бизнес, все становится еще сложнее. Родители часто стараются занять руководящую позицию, а дети не всегда уважают родительский опыт. Поэтому в самом начале нужно четко поделить роли, зоны ответственности и ожидания от бизнеса».

Не каждый родитель решится открыть свое дело с тем, кому 15–20 лет назад менял памперсы. Но сегодня число таких семей в США растет. Тенденция возникла на волне экономического кризиса: родителей уволили с работы, а молодые не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта. «Уровень доверия, который существует между родителями и детьми, трудно найти где-нибудь еще. Кровные узы настолько сильны, что разрушают многие препятствия», – говорит Лорен Рассел, которая ведет мебельный бизнес со своим отцом – Ларри Стресснером.

Кроме того, каждое поколение располагает ресурсами, которых остро не хватает другому. Вчерашнему выпускнику вуза понадобятся производственный опыт, связи и интуиция в бизнесе. А родителю нужны навыки обращения с технологическими новинками, знание интернета и социальных сетей.

Семейный альбом

Типичный пример нового семейного подряда – Триш Купер из города Нью-Хоуп (штат Нью-Джерси) и ее дочь Керри Швиноф. В начале 2009 г. 52-летнюю Купер уволили с поста финансового директора небольшой телекоммуникационной компании. Женщина разослала резюме, но так и не получила новой работы. Засев дома, она проводила все свободное время с восьмимесячной внучкой. Однажды маленькая Жанна порвала у нее на глазах семейные фотографии. И вдруг Купер осенило: можно вставить фотографии в цветные ламинированные рамки разной формы и сделать развивающую игру для детей раннего возраста. Купер изготовила несколько вариантов рамки из нетоксичной пленки разных цветов и собрала обрамленные фотографии-карточки в большую хозяйственную сумку. Затем наняла специалиста из службы по оценке жизнеспособности новых продуктов. «Я выяснила, что подобных продуктов на рынке нет», – рассказывает предпринимательница.

Женщина поняла, что ей нужен человек, который поможет изготовить первую партию товара. Выбор пал на родную дочь, которая заинтересовалась маминой идеей. «Керри сидела дома с ребенком, и я сказала ей: у тебя не будет другой возможности стать владельцем бизнеса», – вспоминает Купер. Дочь согласилась, тем более что с матерью у нее всегда были теплые и доверительные отношения.

Первым делом женщины разделили обязанности: Купер управляет компанией, принимает большинство важных решений, занимается маркетингом и PR. У Швиноф работы меньше, так как она занята дома с ребенком. Но, будучи по образованию маркетологом, она занимается телефонным маркетингом и продажами по телефону, а также рекламирует компанию в социальных сетях.

Основным собственником компании, которую женщины назвали Zatswho’s, является Купер. Но мать и дочь договорились, что их доли сравняются, как только Купер вернет себе $30 000 стартового капитала и компания станет успешной.

Не без разногласий

Купер жалеет, что люди со стороны не понимают, насколько важную роль играет в компании ее дочь. Дочка с мамой обсуждают бизнес по 15 раз на дню, вместе посещают коммерческие выставки и часто вместе совершают деловые звонки. «Я не хочу, чтобы люди думали: за нее все делает мать. Это нечестно», – говорит Купер.

Швиноф утверждает: она счастлива видеть мать в качестве босса. «Я прекрасно себя чувствую на вторых ролях. И не нуждаюсь в признании других».

И все же разногласия между партнерами случаются. Так, Швиноф не понравилось, что, описывая продукт, ее мать все время употребляла слово «тактильный». Купер даже написала это слово на упаковке. «Она сказала мне: мам, почему бы тебе не сказать «мягкий» или «приятный на ощупь» – людям это больше понравится», – вспоминает Купер. Они изменили надпись на упаковке.

«Я мать, она дочь, моей естественной реакцией могла бы быть мысль: «Я знаю лучше, потому что я опытнее». Но я должна прислушиваться к ее мнению, – говорит Купер и добавляет: – Мы обе учимся. Чтобы делать эту работу, нужны дисциплина и взаимоуважение». Швиноф, в свою очередь, поясняет: «Мама требовательна, но я нормально это воспринимаю и не обижаюсь».

Женщины сделали вручную 500 упаковок с фотографиями-карточками и продали их по $15,95 за штуку. Теперь они сотрудничают с компанией, которая имеет производственные мощности в Китае и смогла взять на себя серийный выпуск продукции. Сейчас женщины ждут первой поставки из Китая, откуда должно прийти 6000 упаковок.

Купер надеется, что компания начнет приносить прибыль к 2012 г., если не раньше. Но это не единственный успех. «Главное – это любовь к семье и возможность проводить вместе много времени», – улыбается она.