Рынки капитала: Принять вызовы национальной экономики
Процессы, которые сейчас происходят в мире, будут оказывать серьезное влияние на Россию еще долгие годы, поэтому впереди нас ждут трудные испытания. Я не думаю, что будет вторая волна кризиса, но мы будем жить под бременем ее ожидания независимо от того, как дальше будет складываться конъюнктура. Мы должны извлечь уроки из кризиса. Главный урок – высокая зависимость России от внешних факторов, которая особенно сильно проявилась на финансовых рынках. Кризис показал, что, с одной стороны, российский финансовый рынок оказался достаточно развитым, а с другой – оторванным от экономических процессов, происходящих в стране. Этим перекосом объясняется, почему резкое падение российского финансового рынка из-за глобальных процессов никак не повлияло на ситуацию в экономике. Зато на ней отразилась невозможность использования внешних источников финансирования, к которым российские компании привыкли прибегать в докризисный период времени. Внутренний финансовый рынок не стал таким источником финансирования и привлечения инвестиций в экономику, каким мы бы хотели его видеть. К сожалению, этот урок не выучен – по многим параметрам мы видим, что российский финансовый рынок до сих пор гораздо больше реагирует на процессы за переделами страны, чем внутри.
Другой вывод, который нам нужно сделать после кризиса: сейчас происходит острая борьба за капитал между отдельными финансовыми рынками, между биржами, между финансовыми институтами. Ее обостряет понимание того, что многим странам нужно изменить структуру экономики, определить новые приоритетные секторы развития. В этом плане, конечно, кризис произвел очищающее действие, в целом снизив излишнюю надстройку над экономикой, которая сложилась в результате роста цен на финансовые активы. И в то же время нужно сделать все возможное, чтобы российский финансовый рынок оказался состоятельным в этой конкурентной борьбе. И для этого требуются новые инструменты и новое регулирование.
Говоря о новых инструментах и вызовах, стоящих перед рынком, в первую очередь хочется напомнить о степени зависимости российской экономики и рынка капитала от цены на нефть. При этом ценовая политика на энергоресурсы, существенная часть которых добывается в России, формируется сегодня в значительной степени на рынке производных инструментов, где, к сожалению, Россия не участвует.
Это обстоятельство должно быть учтено нами при выработке своей конкурентной стратегии, потому что мы считаем, что развитие рынка производных финансовых инструментов на сырьевые ресурсы, добываемые у нас, – потенциальный путь развития для России. Способствовать развитию рынка производных инструментов в нашей стране будут поправки в Налоговый кодекс в части налогообложения на рынке производных финансовых инструментов, которые Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вместе с Минфином подготовила в прошлом году. Они уже позволили рынку производных инструментов развиваться. Двигаясь дальше, мы должны стимулировать появление новых инструментов, которые будут реально связаны с национальной экономикой. По поручению правительства мы подготовили проект постановления, позволяющий обеспечить регистрацию внебиржевых контрактов, прежде всего на нефть и нефтепродукты, на товарных биржах. Это предложено сделать для того, чтобы увидеть ценовую и объемную информацию по сделкам, которые совершаются на этих рынках.
Кроме того, только за последние два года правительством РФ внесено в Госдуму двенадцать законов, направленных на регулирование финансового рынка. Половина из них принята и подписана президентом. Среди них давно ожидаемый закон о противодействии манипулированию рынком и инсайдерской информацией. Этот закон направлен на формирование правил игры, прозрачного ценообразования на российских рынках, что защитит инвесторов от потерь в результате манипуляций.
Другой очень важный закон, направленный на раскрытие информации о существенных фактах о деятельности акционерных обществ, принят Госдумой в начале осенней сессии 2010 г. В нем сделан огромный шаг на пути повышения прозрачности российского финансового рынка – более чем в два раза увеличилось число существенных фактов, впервые законодательно закреплена обязанность раскрытия информации о конечных бенефициарах акционерных обществ, в том числе о перекрестном владении. В этом пакете есть также законы, которые направлены на ужесточение правил работы на финансовом рынке, такие как повышение штрафов, введение уголовной ответственности за нарушения. Это тоже крайне важно, потому что и инвестор, и участник рынка должны понимать свою ответственность и осознавать, что, играя в неправомерные игры на рынке, они затрагивают не только интересы отдельно взятого игрока или компании, они в целом вредят финансовому рынку как инструменту привлечения капитала.
На следующий год запланировано достаточно много нормативных актов, в том числе в рамках реализации закона о манипулировании рынком. Но главная из инициатив – изменения в закон «Об инвестиционных фондах» в части допуска на российский рынок так называемых ETF – еxchange – traded fund. Во всем мире такие фонды активно используются, и российские институты уже имеют возможность вкладывать в них средства. Теперь мы хотим, чтобы такие фонды создавались на российском рынке. Эти фонды будут интересны и удобны, в том числе для средних и мелких розничных инвесторов. Другой вопрос будущего года – введение пруденциального надзора на финансовом рынке. Соответствующий закон нами подготовлен, и мы ожидаем, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Завершается работа по закону о клиринге, который, я надеюсь, до конца года будет принят.
Логика происходящего на мировых финансовых рынках, рост конкуренции объясняют наше намерение ужесточить требования к деятельности финансовых институтов. Российский рынок должен окрепнуть, его участники – стать более конкурентоспособными на мировом рынке и быть готовыми ответить на запросы нашей экономики. В первую очередь это касается возможности привлечения долгосрочного капитала на модернизацию российской экономики. Уверен, что эта задача под силу национальному финансовому рынку. И правительство поможет участникам рынка в этом. В разгар кризиса Центробанк проводил активную денежно-кредитную политику, которая очень быстро привела к стабилизации общей ситуации. Использование инструментов рынка капитала, влияние на процентные ставки, может способствовать его гораздо большему реагированию на запросы реальной экономики. В противном случае мы будем так же сильно, как до 2008 г., рисковать, опираясь исключительно на внешние источники финансирования. И малейшие изменения в мировой конъюнктуре могут привести к существенным проблемам в национальной экономике. Поэтому нам нужно сделать все возможное, чтобы внутреннее финансирование, внутренние источники финансирования стали преобладающими для внутренней экономики.