Банки: Одного населения мало
Уходящий год не ответил на самый главный вопрос после кризиса: какой сегмент кредитования станет драйвером роста для банковского сектора? Рынок потребительского кредитования растет более высокими темпами, чем корпоративное, но просроченная задолженность населения также увеличивается быстро.«Банки должны еще больше снизить ставки по депозитам – российские вкладчики переживут, им все равно некуда девать деньги, зато это бы помогло создать базу по ставкам для корпоративного сектора», – предложил на II Финансовом форуме России, организованном газетой «Ведомости», финансовый директор МКХ «ЕвроXим» Андрей Ильин. Директор казначейства госкорпорации «Росатом» Никита Орлов добавляет, что банки оставляют себе слишком большую маржу, отсюда высокие ставки по кредитам. В среднем по банковскому сектору она колеблется от 3% до 5% – это в разы выше европейского уровня.
«Банки также будут стремиться повысить эффективность каналов дистанционного обслуживания», – добавляет замруководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Илья Зибарев.
Сложный бизнес
Сегодня в России сложно сделать банковский розничный бизнес прибыльным, считают Томас Хербек, партнер и управляющий директор «BCG Москва», и Ник Гардинер, директор «BCG Москва». 1. Из-за более низкого уровня доходов населения по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы при одинаковом базовом уровне затрат выручка банка на одного российского клиента в среднем существенно ниже, чем в Европе, – на 40% (~140–160 евро в России/~240–260 евро в Центральной и Восточной Европе), а в массовом сегменте – на 2/3 ниже (~50–70 евро в России/~130–160 евро в Центральной и Восточной Европе). 2. Значительная доля банковских продуктов продается вне традиционных отделений банка (POS, автокредиты, ипотека). 3. Выручка банка на типичного состоятельного клиента (ежемесячный доход – >125 000 руб.) в 20 раз превышает его выручку на массового клиента (ежемесячный доход – <50 000 руб.). 4. Результат: при традиционной филиальной бизнес-модели банка (работа ведется через отделения) большинство клиентов будут убыточными.
В конце прошлого года и регуляторы, и банкиры надеялись, что именно корпоративное кредитование будет способствовать росту в 2010 г. По итогам 2009 г. портфель кредитов компаниям практически не изменился (рост составил всего 0,3%), тогда как розничный портфель сократился на 11%. Центробанк тогда прогнозировал, что в 2010 г. увеличение совокупного кредитного портфеля составит 10–15%, причем основной прирост обеспечит именно финансирование корпоративного сектора.
Прогнозы ЦБ не сбылись. Уже в марте 2010 г. банковская розница выросла на 0,3%, тогда как кредитование компаний из отрицательной зоны только вышло в ноль. В последующие месяцы банковский ритейл показывал уверенные темпы роста, впрочем, и корпоративный сегмент также начал восстанавливаться.
По итогам 10 месяцев 2010 г. корпоративный кредитный портфель банков вырос на 9%, розничный – уже 10,2%. Общий прирост составляет 8,7%.
Банки и компании: потеря доверия
У компаний есть претензии к банкам по части кредитования: они считают, что сейчас ставки по кредитам завышены. Если корпоративные займы и выдавались в кризис, то под 20–30% годовых, правда, за последний год они снизились до 10–15%. Корпоративные заемщики надеются, что кредитные организации сделают займы еще дешевле, только тогда компании будут готовы вовлекать кредитные средства в оборот.
Генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Виталий Садыков ожидает, что эффективная ставка по корпоративным кредитам снизится до уровня 5,5–6% в ближайшие 3–5 лет. «10% – это верхний предел», – уточняет он.
Впрочем, не только высокие ставки тормозят корпоративное кредитование. Представители бизнеса утверждают, что разочаровались в банках во время кризиса и потеряли к ним доверие. «Многие банки повели себя не по-партнерски: закрыли лимиты, потребовали больших обеспечительных мер, повысили процентные ставки», – сетует исполнительный вице-президент по экономике и финансам «Промстрой груп» Кирилл Поляков.
Также компании жалуются на бюрократические препоны, затрудняющие получение кредита. «Требования к заемщику избыточны, банки запрашивают очень большой пакет документов и при этом не учитывают специфику той или иной отрасли», – говорит Кирилл Поляков. По его словам, очень много строится на личных отношениях клиента с менеджером банка. «Если их нет, то компании приходится предоставлять немыслимое количество документов и отчетностей», – добавляет он.
Банки оправдываются тем, что досконально проверять финансовое состояние заемщиков их вынуждают просроченные кредиты, появившиеся в кризис. За 2009 г. просроченная задолженность по корпоративным кредитам выросла почти в три раза, правда, в этом году за 10 месяцев рост составил всего 6%, но кредитные организации еще не оправились после такого скачка и считают, что «не по-партнерски» себя вели некоторые компании.
Так, одни не только не возвращали кредиты, но и доводили свой бизнес до преднамеренного банкротства, заранее выводя из него активы. Другие закладывали одно и то же имущество (если оно движимое) по кредитам в разных банках. А в случае если компания была готова отдать заложенное имущество в счет погашения кредита, то оказывалось, что его не хватало, чтобы закрыть задолженность из-за сильного обесценения. «В результате банки более ответственно стали подходить к оценке заемщиков и к самому процессу кредитования», – поясняет заместитель председателя правления Евразийского банка развития Геннадий Жужлев.
Светлое будущее розничного бизнеса?
Впрочем, розничных клиентов кредитные ставки, предлагаемые банками, не смущают. И банки активно наращивают кредитные портфели. «Мы смотрим на рынок позитивно, в 2010 г. произошло восстановление по большинству продуктов: кредитные карты, кредиты наличными, ипотека, в целом по итогам года мы прогнозируем рост в 10%, в следующем году еще больше – 20%», – считает директор департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Георгий Горшков. По его мнению, если 2009 г. продемонстрировал рост сбережений граждан, то 2010-й – рост их доходов.
Средние ставки по кредитам физлицам остаются высокими (15–25% годовых – по потребительским займам, 10–15% – по автокредитам, примерно столько же по ипотеке), но граждане готовы пользоваться дорогими деньгами. «Люди хотят покупать машины, улучшать свои жилищные условия», – говорит руководитель департамента розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева.
Свидетельством того, что розничный рынок восстанавливается, стало резкое повышение спроса на кредитные карты и экспресс-кредиты, традиционно самые дорогие банковские продукты. Так, например, сегмент POS-кредитования прирос с начала года более чем на 12%. Вопрос о выходе на этот рынок уже рассматривает Сбербанк. Что касается кредитных карт, то, по словам руководителя департамента кредитных продуктов Ситибанка Михаила Бернера, в этом году растет оборот по кредитным картам, особенно операции за рубежом. «Люди стали больше путешествовать и пользоваться картами», – считает он.
Главной особенностью развития розничного бизнеса банков в следующем году будет индивидуальный подход к клиенту. Уже сейчас многие банки стали устанавливать персональные кредитные ставки. В частности, одним из первых об этом объявил Сбербанк: в начале следующего года ставки по потребительским займам будут рассчитываться индивидуально, исходя из финансового положения заемщика. «Мы уходим от массового клиента, от массового кредитования как способа быстро нарастить кредитный портфель. Установка на следующий год: «Знай своего клиента», – говорит начальник департамента розничного бизнеса МДМ-банка Марина Дембицкая.
Сложным для банкиров остается ипотечное кредитование, на котором самыми активными игроками на данный момент являются госбанки. По прогнозам ВТБ 24, в следующем году доля госбанков на рынке ипотеки превысит 70%. «Государство не предупреждает, какие меры оно вводит для стимулирования ипотеки и снижения ставок. Поэтому правила игры на рынке постоянно меняются, и ценовые параметры определяют госбанки, частные банки не всегда им могут соответствовать», – сожалеет член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Ставки по ипотеке у госбанков сейчас на 2–3 п. п. ниже, чем у других кредитных организаций.
Между тем, несмотря на оживление банковского ритейла, растет и просроченная задолженность по розничным кредитам. За 10 месяцев с начала года она выросла более чем на 20%. Конечно, по сравнению с прошлым годом, когда просрочка увеличилась на 63%, темпы роста стали ниже, но доля в общем портфеле выданных физлицам ссуд – 7,4% – остается высокой (см. таблицу). Впрочем, Михаил Бернер считает, что по сравнению с показателями по просрочке в западных банках российские не такие уж плохие. «В американском Citi потери в рознице составляют 10–15%, в российском – в разы меньше», – констатирует Михаил Бернер.
Эксперты надеются, что именно розничное кредитование станет драйвером роста бизнеса в следующем году. «Банки будут стремиться наращивать розничный портфель, так как доходность по нему перекрывает доходность, получаемую от кредитования корпоративного сегмента. Кроме того, спрос на заемные ресурсы гораздо выше со стороны населения, чем компаний. Поэтому розничное кредитование станет долгосрочным драйвером роста кредитного портфеля банков. Стремление увеличить корпоративное кредитование будет явным лишь у отдельных банков», – считает гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.
Но при этом эксперты и некоторые участники Финансового форума призывали коллег не забывать о диверсификации рисков. Уже сейчас темпы роста просроченной задолженности по розничному портфелю в три раза выше, чем по кредитам юрлицам, поэтому банкам так или иначе придется перераспределять свои риски, в том числе за счет менее доходных, но более надежных операций, среди которых корпоративное кредитование.