В новогоднем кинопроекте Тимура Бекмамбетова – межнациональная идиллия
Пока на улицах граждане России с арматурой выясняют межэтнические отношения, в новогоднем проекте Тимура Бекмамбетова «Елки» дружные и отзывчивые жители многонациональной страны помогают девочке-сиротеТак сложилось, что у воспитанников условного калининградского детского дома (напоминающего хорошую закрытую школу) нет других проблем, кроме обычной подростковой грызни. Вот и девочка Варя оказалась под угрозой травли: ее уличила во вранье самопровозглашенная королева детдома. Теперь Варе во что бы то ни стало нужно доказать, что ее папа – президент РФ Медведев. А сделать это можно только одним способом – во время новогоднего обращения гарант должен сказать: «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай».
Добраться до президента Варя с сочувствующим мальчиком решают, презрев модернизацию, «Твиттер» и блоги, с помощью теории шести рукопожатий. И хотя жизнеспособность этой сюжетной конструкции держится на честном слове, благодаря ей мы получили несколько новелл с участием Гармаша в мыльной пене, Веры Брежневой в такси и Светлакова в шапке.
«Елки», конечно, не блещут оригинальностью замысла: создатели картины, очевидно, много раз смотрели лучшую в своем жанре рождественскую комедию Ричарда Кертиса «Реальная любовь». Но массовое отечественное кино давно отучило нас от завышенных ожиданий. Зрители исходят из того, что новый российский мейнстрим в лучшем случае отвечает формуле «плохонький, да свой». Так вот «Елки», как ни странно, очень симпатичный пример новогоднего фильма. Без амбиций, но и без разваливающегося на куски сюжета, непроизносимых диалогов и персонажей с немыслимыми именами типа Степанида или Поликарп. Новеллы пристойно увязаны между собой, и даже шутки попадаются смешные.
Интересно, что отсутствие неадекватных претензий достигнуто довольно радикальным продюсерским ходом Тимура Бекмамбетова: режиссеров тут человек шесть. В результате, хотя все новеллы снимали разные люди (включая самого Бекмамбетова), авторского почерка ни в одной из них не наблюдается. Но грустить об этом не стоит: что бывает, когда автором-демиургом ощущает себя режиссер типа Юрия Грымова, все помнят хорошо. В нашем теперешнем положении лучше уж скромные коллективные «Елки».
Единственное, что нельзя просчитать в случае с этим хорошо просчитанным фильмом, – это контекст. За несколько недель, что прошли со времени первых показов «Елок» для прессы, климат в стране, где через шесть рукопожатий вроде бы можно добраться до президента, изменился довольно сильно. И «Елки» со своей прекраснодушной идеей межнационального единства стали выглядеть, как когда-то «Кубанские казаки»: там тоже в кадре было изобилие, а за кадром люди бросались на бутафорскую колбасу. Тут речь, к сожалению, даже не о колбасе. Просто фильм, в котором ближе всех к президенту оказывается симпатичный таджик с Красной площади, никогда уже не будет смотреться так, как раньше.