В главных ролях: Коррупционный потенциал у госкорпораций высокий

РИА Новости

Год назад, на первой конференции газеты «Ведомости» «Антимонопольное регулирование в России», все разговоры велись вокруг введения с 30 ноября 2009 г. уголовного наказания за нарушение антимонопольного законодательства и усиления ФАС. Тогда глава службы Игорь Артемьев обещал, что на очереди – монополия «Газпрома», чиновники и серия поправок в антимопольное законодательство. Спустя год «Газпром» по-прежнему неприкасаемый, уголовная ответственность, по сути, не применяется, а значимость поправок «третьего антимопонольного пакета» поправок значительно уступает своим предшественникам.

С другой стороны, ФАС выиграла дела против нефтянников, среди которых первой стала компания ТНК-ВР. И это сразу изменило имидж ФАС: во-первых, служба выписала штраф на беспрецедентую сумму в 26 млрд руб. штрафов, а во-вторых, заплатить ее должны были в том числе две крупнейшие госкомпании – «Роснефть» и «Газпром нефть». Какие вывод сделать из этой победы бизнесу, какие отрасли, сферы деятельности и компании привлекут внимание службы в следующий раз? Эти и другие вопросы современной деятельности ФАС руководитель службы Игорь Артемьев уже по традиции поднял в своем выступлении перед профессиональным сообществом корпоративных юристов на конференции газеты «Ведомости». Основные моменты его выступления – ниже.

1992

депутат Ленсовета, глава Комиссии по экологии и городскому хозяйству

1994

глава Комитета по бюджету законодательного собрания C.-Петербурга

1996

1-й вице-губернатор, председатель комитета финансов С.-Петербурга

2004

руководитель Федеральной антимонопольной службы

«Когда год назад вступил в силу «второй антимонопольный пакет», мы не планировали существенных законодательных изменений или усиления роли ФАС. Вместе с тем правительство РФ предоставило нам право первыми начать процесс вступления в Организацию центрального экономического сотрудничества и, работая с комитетом по конкуренции этой организации, мы получили ряд важных замечаний по корректировке нашей практики. Опираясь на эти рекомендации, мы начали процесс изменения нашей законодательной базы в сторону ее сближения с мировой практикой. Нововведения касались несколько размытых определений картеля, чрезмерно жесткого отношения к вертикальным соглашениям. Так появился «третий антимонопольный пакет», который 4 октября был внесен в правительство РФ. Основные его положения – уменьшение наших полномочий, более ясные формулировки, радикальное сокращение перечня безусловных запретов (per se), исключение уголовной ответственности за согласованные действия, а также вертикальные соглашения (подробнее о том, что предполагает «третий антимонопольный пакет» см. в тексте на стр. 10–12). Федеральные ведомства уже высказали свои замечания и предложения по ряду вопросов, и мы рассчитываем до нового года передать этот пакет законопроектов в Госдуму для принятия в первом чтении.

Сейчас ФАС РФ обсуждает в правительстве новую радикальную идею, связанную с административной реформой. Ее суть в том, что, если госчиновники любого уровня не выдают разрешительные документы на строительство в требуемые по закону сроки, хозяйствующий субъект может обратиться в суд или ФАС РФ, а мы в 10-дневный срок рассмотрим дело, и в случае признания нарушения выпишем штраф чиновнику за это нарушение закона. Мы считаем, что такие меры помогут бороться с блокированием инвестиционного процесса со стороны многих госслужащих.

Вторая инициатива связана с сайтом www.torgi.government.ru, который уже начал работу. Нам очень важно, чтобы на нем размещалась информация о любых торгах, которые проходят в органах федеральной и региональной власти. Если кто-то в нарушение законодательства не разместит объявление об аренде или продаже земельных участков, он получит соответствующие штрафные санкции. Сейчас ФАС каждый день накладывает около 250 штрафов на государственных чиновников. Эта система работает, причем в двух направлениях – она реально способствуют более быстрому и прозрачному принятию чиновниками решений, а во-вторых, не добавляет нам симпатий с их стороны.

Третий перспективный вопрос касается закупок и естественных монополий государственных корпораций. Недавно председатель правительства Владимир Путин встречался с предпринимателями ассоциации «Деловая Россия», где обсуждалось, как сделать прозрачными закупки таких компаний. Речь идет о сумме в 8 трлн, что в два раза больше, чем закупки государства. Владимир Путин предложил не ограничиваться согласованной версией закона, которая скоро поступит в Госдуму, и ввести механизм электронных аукционов как минимум для наиболее стандартизированной продукции естественных монополий, государственных корпораций и государственных компаний, в которых доля государства больше 50%. Сопротивление со стороны таких компаний огромно, поэтому лично у меня складывается впечатление, что коррупционный потенциал этих компаний даже выше, чем в государственном аппарате. Поэтому я убежден в необходимости двигаться дальше в этом направлении.

Не могу не сказать о наших приоритетах на среднесрочный период. Самое главное – это борьба с картелями, в чем мы пока не очень преуспели. Чтобы полностью сконцентрироваться на этой задаче, мы на треть уменьшим количество проверок. В связи с этим мы пытаемся ввести в «третьем антимонопольном пакете» институт предостережений. Но проблема заключается в том, что если мы очень тщательно не определим, когда можно сделать предостережение, а когда нужно возбудить дело, то мы получим тотальную коррупцию по всей нашей системе. Поэтому мы дали жесткую формулировку, когда даются соответствующие предупреждения и предостережения: только когда речь идет о прямых заявлениях должностных лиц компании о будущем или грядущем росте цен. Вместе с тем, если кто-то из профессионального сообщества поможет нам найти такую форму, которая позволила давать предостережение, но при этом не возбуждать дел в абсолютно ясных и прозрачных критериях, мы будем очень благодарны за это. Тогда дел будет действительно меньше.

В последние год-два мы чувствуем поддержку со стороны предпринимательских и профессиональных кругов. Это не мешает нам иногда оказываться по разные стороны баррикад судебной системы, но в споре, как известно, рождается истина. Сегодняшнее направление развития антимонопольной политики в стране – это огромная заслуга всего сообщества. Очень многие идеи родились не в наших кулуарах, а в головах судей, предпринимателей, юристов, экономистов. Благодаря такому интеллектуальному донорству возможно дальнейшее развитие».

Нет неприятных вопросов

«Для ФАС не существует неприятных вопросов» – так закончил свою выступление Игорь Артемьев, предложив задавать ему вопросы. Участники конференции воспользовались этим предложением.

Артур Рохлин, партнер, юридическая фирма «ЮСТ»: – На практике часто встречаются ситуации, когда ФАС выносит решения, противоречащие либо своим предыдущим решениям, либо существующим судебным актам. Я имею в виду некоторые ситуации по закону № 57, связанные с телекоммуникационной отраслью, которая не является в чистом виде антимонопольным рынком. Как хозяйствующим субъектам определять свое поведение в таких ситуациях? Игорь Артемьев: – ФАС РФ рассматривает ходатайства, обращения заявителей в соответствии с требованиями закона № 57-ФЗ и формирующейся правоприменительной практикой. Принимаемые ФАС России решения могут быть в установленном порядке обжалованы заявителем в суде. Из соответствующих решений судов, адресованных ФАС РФ, мы готовы извлекать уроки. Дмитрий Казьмин, обозреватель, газета «Ведомости»: – За нарушение закона «О госзакупках» предусмотрен штраф за его нарушение до 50 000 руб. Какие штрафы будут предусмотрены для госчиновников за нарушение сроков рассмотрения документов по строительству? Игорь Артемьев: – В правительстве идет дискуссия по этому вопросу. Мы внесли соответствующие предложения о том, чтобы, во-первых, институт административного обжалования был связан непосредственно со строительством. Во-вторых, штрафы и их размеры мы предложили регулировать на том же самом уровне, как и штрафы за нарушение законодательства по государственным закупкам, то есть в размере примерно от 20 000 до 50 000 руб. за однократное нарушение. Кроме того, учитывая общую практику антимонопольного законодательства, при повторных нарушениях мы хотели бы предложить дисквалификацию в судебном порядке. Конкретное решение будет принято до конца года. Отмечу, что, если этот вопрос будет передан не ФАС, мы не будем переживать по этому поводу. Наша задача заключается не в расширении полномочий, а в том, чтобы ввести действенный и очень быстрый механизм досудебного обжалования. Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам компании МТС: – У меня не вопрос, а реплика. Конкуренция и монополизм – это две стороны одной медали. Сейчас конкуренция так складывается, что для того, чтобы удержать лидерство, компании должны скупать все, что покупается на рынке, и тем самым расти и становиться уже субъектами со значительной рыночной силой. Потом в дело вступают антимонопольные органы и предписывают все это разрубить по кусочкам. Рынок возвращается в первоначальное состояние, и все начинается сначала. Игорь Артемьев: – Мы считаем, что сейчас, когда мировая глобализация требует выхода на международные рынок, можно позволить более высокий уровень экономической концентрации, чем раньше. До 2007 г. мы с очень большим недоверием относились к слияниям, в результате которых компания занимала 35% рынка, а максимальный штраф, в том числе для компаний типа «Газпром», был 500 000 рублей. Сейчас ст. 13 закона «О защите конкуренции» разрешает экономическую концентрацию и более 50%. Но теперь предварительный контроль заменен жесточайшим последующим контролем за монопольно высокой ценой, картелями. Иными словами, если компания не в результате недобросовестной конкуренции, а в силу ума, гибкости, умения управлять людьми и процессами достигает доминирующего положения, то мы будем ей аплодировать. О том, что мы действительно проводим именно такую политику, свидетельствует, например, то, что мы не применяем нормы об искусственном разделении компании. Василий Рудомино, старший партнер юридической фирмы «Алруд»: – В связи с образованием Таможенного союза планируется создать единый межгосударственный антимонопольный орган. Какие основные проблемы возникнут при создании такого единого антимонопольного органа и как будет использован опыт Евросоюза в части создания Еврокомиссии? Игорь Артемьев: – Интеграция России, Казахстана и Белоруссии является приоритетом высшего порядка, и в этом смысле унификация законодательства, которым мы последние 15 лет занимались по линии стран СНГ, имеет очень большое значение. Если говорить о проблемах, то, с одной стороны, у нас нет никаких разногласий с коллегами из Казахстана – у нас очень похожее антимонопольное законодательство. Есть вопросы для Белоруссии, где нет антимонопольного органа, а есть бюро цен, но здесь все зависит от решимости Белоруссии действительно присоединиться к союзу. По примеру Евросоюза в рамках Таможенного союза планируется создать самостоятельный наднациональный антимонопольный орган. Со временем мы с удовольствием передадим ему такие функции, как борьба с международными картелями или недобросовестной конкуренцией, при условии, что это затрагивает территорию более, чем одной страны. Но все это очень долгий процесс, далеко выходящий за рамки 2012 г.