История социальной сети глазами режиссера Дэвида Финчера

«Социальная сеть» (Social Network) Дэвида Финчера рассказывает о том, как приобрести себе 500 млн друзей и оказать влияние на людей, сохранив самоощущение лузера и привычки инфантильного социопата
outnow.ch

История основателя сети Facebook Марка Цукерберга в фильме Финчера заканчивается тем же, чем начинается: попыткой главного героя объясниться с девушкой.

Меняется только антураж: в первой сцене это студенческий бар в Гарварде, в последней – экран монитора со страницей в Facebook.

Меняется только мир вокруг, потому что Марк Цукерберг его изменил.

Как он это сделал, для Финчера и сценариста Аарона Соркина вопрос почти второстепенный, хотя формально именно этой истории посвящен фильм.

«Социальная сеть» основана на полудокументальной книге журналиста Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле», где события изложены с точки зрения Эдуардо Саверина, который вложил в идею своего однокурсника Цукерберга первоначальный капитал ($1000), а впоследствии отсудил у него внушительную (хотя и не названную) сумму. По версии Саверина, когда дела Facebook стремительно пошли в гору, Цукерберг «отфрендил» его в реальности с такой же легкостью, с какой мог бы сделать это в социальной сети.

Понятно, что обиженный – недостоверный рассказчик. Но авторам фильма этого мало. Им нужно несколько рассказчиков, чтобы структура составленной из флэшбеков картины приобрела сходство с предметом описания – социальной сетью, лабиринтом из множества равноправных комментариев к одним и тем же событиям.

Герои фильма, перебивая друг друга, в присутствии юристов излагают путаные и неочевидные доказательства вины Цукерберга (Джесси Айзенберг). Помимо довольно бестолкового Саверина (Эндрю Гарфилд), своя версия истории есть у основателя музыкального сервиса Napster Шона Паркера (Джастин Тимберлейк), который привел Facebook к сверхприбылям, и у братьев Винклвосс (обоих сыграл Эрми Хаммер) – дюжих гребцов-близнецов-молодцов из элитного гарвардского клуба, которые заявляют, что Цукерберг украл их идею, но выставлены в фильме такими комическими идиотами, что оправдания ответчика кажутся излишними.

Аутичный и совершенно необаятельный экранный Цукерберг, кажется, вообще не заинтересован в исходе тяжбы. Да и не привыкать. С таким же равнодушием он принимал обвинения гарвардского начальства в хакерстве (взломал сайт университета) и аморальности (выложил в сеть фотки всех студенток, добавив опцию их попарного сравнения по степени привлекательности: забава имела такой успех, что обрушила гарвардский сервер).

Пока остальные участники интриги спорят о том, как все было, главный герой переживает совсем другую историю – одаренного, но неприятного и странного ребенка, с которым мало кто станет дружить. Ему и самому это не очень-то надо, но ситуация дискомфортна. Поэтому вместо неудобной реальности он сооружает глобальный виртуальный детский сад со множеством прикольных игрушек типа кнопочки like, до предела упрощающей процесс коммуникации. В каком-то смысле именно про эту кнопку Дэвид Финчер и снял фильм «Социальная сеть».