Борьба с безработицей: чей рецепт лучше
Сохраняющаяся на высоком уровне безработица – головная боль многих правительств. Но не во всех странах ситуация одинаковаВ США безработица близка к послевоенным максимумам, а в Германии она на минимальном уровне с начала 1990-х гг. И это несмотря на то, что падение производства в Германии во время кризиса было гораздо более существенным, чем в США. В Испании и Ирландии безработица выросла сильно, а в Японии, Франции, Италии и Норвегии – гораздо меньше. В Великобритании, несмотря на самую тяжелую рецессию за 60 с лишним лет, занятость сократилась гораздо меньше, чем во время экономических спадов в 1980-х и 1990-х гг.
Правительствам крайне важно понять причины подобных различий. Ведь высокая безработица может сопровождаться социальными проблемами – ростом уровня бедности, преступности, общественного недовольства, а также увеличением расходов на пособия как раз в то время, когда многим странам нужно сокращать долги и бюджетный дефицит.
В недавнем докладе экономисты МВФ назвали три основные причины различий. Во-первых, масштабы ухудшения ситуации на рынке труда частично объясняются масштабами рецессии в разных странах. В Эстонии, где экономический спад составил около 20%, безработица выросла с 4 до 19%. А в Норвегии – немногим более чем на 1 процентный пункт до 4% в результате сокращения ВВП на 2%.
Во-вторых, реакция рынков труда в разных странах зависела от комбинации падения спроса и острых проблем в отдельных отраслях, особенно в финансах и жилой недвижимости. Это объясняет столь тяжелую ситуацию в США, где лопнул пузырь на рынке недвижимости и разразился финансовый кризис.
До рецессии в Испании и Ирландии в строительстве было занято около 13% всей рабочей силы, а сейчас – 9 и 7% соответственно. В США в строительном секторе сейчас на четверть меньше мест, чем до кризиса. «Когда пузырь в секторе жилья лопнул, сохранить рабочие места в этом секторе было невозможно», – говорит эксперт Международной организации труда Рэймонд Торрес. Кризис на рынке жилья также ограничил возможности весьма мобильных в прошлом американцев по переезду в другие города в поисках работы, так как теперь они не могут продать свои дома либо могут сделать это лишь с большой скидкой.
Наконец, по оценке МВФ, безработица меньше сократилась там, где работодатели получили поддержку государства, которое доплачивало им за перевод сотрудников на сокращенный рабочий день. Так, в Германии корректировка на рынке труда произошла в основном именно за счет сокращения рабочего времени, а не увольнений.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объясняет разную реакцию рынков труда структурными различиями. В странах, где спрос упал в основном на статьи экспорта (например, в Германии и Италии), правительства рассматривали кризис как временное явление и проводили активную политику по сохранению занятости. «В Германии кризис в значительной степени был импортирован в виде падения объемов торговли, – говорит Стефано Скарпетта, замдиректора департамента рынка труда ОЭСР. – До кризиса производители зачастую испытывали нехватку квалифицированных кадров, и, когда спрос упал, они боялись потерять хороших работников».
А в США, где более 40% безработных не могут трудоустроиться уже более года, вопрос эффективности госполитики по стимулированию занятости остается открытым. «Перспектива сохранения высокой безработицы в течение длительного времени остается нашей главной проблемой», – заявил недавно председатель ФРС США Бен Бернанке.