Готовы к отключениям
Европарламентарии одобрили создание в Евросоюзе системы газовой взаимопомощи. Такая солидарность будет стоить «Газпрому» части европейского рынка, считают экспертыЕвропейский парламент вчера одобрил законопроект о газоснабжении стран ЕC, который был инициирован из-за перебоев с поставками российского газа в январе 2009 г. После ратификации парламентами стран союза (см. врез) закон позволит запускать механизм чрезвычайной ситуации уже при жалобах двух государств на недопоставки топлива. Пострадавшие получат оперативный доступ к запасам газа соседних государств. Координировать действия стран будет Еврокомиссия.
Газовый конфликт между Москвой и Минском прошлым летом подкрепил стратегию на «диверсификацию каналов импорта и развитие инфраструктуры», заявил на вчерашнем заседании парламента комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Законопроект не является антигазпромовским, он направлен против всех крупных поставщиков газа в ЕС – России, Норвегии и Алжира, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Но именно действия Россия подтолкнули Европу к объединению».
Во время конфликта России и Украины недостатка в газе в ЕС не было, но отсутствовала возможность использовать трубопроводы в реверсном режиме и перебрасывать газ страдающим от недопоставок странам, отмечает директор Центра им. Бертольда Бейца Александр Рар. Законопроект устанавливает принцип солидарности, позволяет перестраивать трубопроводы и расширять хранилища, подчеркивает он. Для этого Европарламент обязывает поставщиков иметь запасы топлива для бесперебойного cнабжения потребителей в течение 30 дней при кризисных ситуациях или повышенном спросе на топливо из-за холодной погоды. Потребители получат приоритет перед предприятиями в случае дефицита топлива, говорится в материалах Еврокомиссии.
Принципиальное новшество закона – принцип реверса, отмечает Корчемкин, по нему владельцы газопроводов должны обеспечить возможность прокачки топлива в обоих направлениях. Это может ударить по позициям «Газпрома» в долгосрочной перспективе, объясняет он: появятся новые маршруты транспортировки, которые составят конкуренцию ныне существующим, выстроенным газовой монополией. «Наличие возможностей реверса мы не считаем угрозой, – говорит представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. – Это соответствует общим интересам и повышает гарантии для наших потребителей». Солидарность ЕС и выработка единой политики противоречат российской стратегии, которая предполагает преференции отдельным странами, не согласен Корчемкин. На инфраструктурные проекты, в том числе реверсивные трубопроводы, ЕС уже выделил 1,4 млрд евро, отметил Эттингер.
Диверсификация газовых маршрутов и поставщиков – ключевая задача для улучшения безопасности поставок, говорится в законопроекте. Проект газопровода Nabucco (из Центральной Азии и региона Каспийского моря в ЕС в обход России) предложено сделать приоритетным – с точки зрения и политики, и финансирования. Этот трубопровод даст альтернативу существующим источникам газа Евросоюза, пишут европарламентарии: новая система устанавливает принцип «справедливого распределения затрат» на строительство газовой инфраструктуры между странами ЕС.
Напрямую законопроект не влияет на текущий бизнес или позиции «Газпрома», убежден Рар: «Монополист будет продавать те же объемы». По его мнению, проблема в другом: на европейском рынке сейчас слишком много газа. Поэтому «Газпрому» нужно сделать выбор между снижением цен, которого от него требуют германские компании, и потерей части рынка. Цены «Газпрома» выше, чем у конкурентов, говорил ранее «Ведомостям» сотрудник «Газпром экспорта».
Премьер Владимир Путин в начале сентября говорил, что «Газпром» принял решение «жестко держать позицию в рамках заключенных долгосрочных контрактов». Концерну придется бороться за традиционные рынки сбыта из-за активной экспансии альтернативных поставщиков, в том числе сжиженного газа, считает Рар. По расчетам «Газпрома», его доля на европейском рынке снизилась с 28,4% в 2008 г. до 26,3% в 2009 г., а по расчетам Международного энергетического агентства – с 26 до 25%. Сокращение доли «Газпрома» на европейском рынке будет продолжаться, считает Корчемкин. Но сильный удар монополия получит, когда начнут функционировать все реверсивные трубопроводы в Европе, отмечает он: «Конкуренты попытаются воспользоваться моментом и выбить монополию из традиционных ниш».