Советы консультанта: Должники и кредиторы: играть по правилам


Прошлый год был ознаменован рядом процессов реструктуризации долгов российских корпоративных заемщиков из-за неспособности последних ни обслужить кредиты по первоначальному графику, ни рефинансировать их на приемлемых условиях. На сегодняшний день по большинству громких дел должники и кредиторы сумели договориться, чему способствовало и начало выхода экономики из кризиса. Но значит ли это, что тема реструктуризации задолженности больше не стоит на повестке дня? Уверен, что нет, и вот почему.

Во-первых, опыт реструктуризации a la rus выявил главную проблему, а именно дисбаланс сил между добросовестным кредитором и должником в пользу последнего. Банки-кредиторы, особенно западные, всерьез не рассматривали банкротство как практическую альтернативу переговорам с должником, поскольку из-за непроработанности наших процедур несостоятельности не могли оценить, сколько и когда они могут в этих процедурах получить. Соответственно, для должников основным стимулом договариваться с банками была забота о своей репутации после кризиса. А те, кого это не заботило, спокойно выводили активы, оставляя кредиторов ни с чем. Как мне кажется, банковское сообщество осознало, что ситуацию надо менять, и радикально. Создание более понятных правил игры пойдет на пользу и заемщикам, делая кредиты более доступными, а также отбивая у банков охоту чуть что инстинктивно хвататься за предмет залога.

Во-вторых (и это вытекает из первой проблемы), многие реструктуризации прошлого года на деле были простой рассрочкой или отсрочкой долга. Причин, приведших должников к неплатежеспособности, они не устранили. Соответственно, в будущем можно ожидать повторения истории и необходимости новой реструктуризации. Надеюсь, что наученные горьким опытом банки будут чаще требовать от должников изменения их бизнес-модели, снижения издержек, работы над оборотным капиталом, а иногда и продажи бизнеса.

В-третьих, кризис многому научил и кредиторов, и заемщиков. Например, в ходе реструктуризации долгов «Русала» были апробированы международно признанные подходы к добровольной реструктуризации крупных корпоративных задолженностей (известные как London Approach или INSOL Principles). Опыт показал, что при наличии доброй воли сторон эти подходы могут иметь успех на российской почве. В последнее время мы видим, что не только иностранные, но и российские банки шире применяют эти принципы, сотрудничая друг с другом и должником, чтобы найти оптимальное решение. Причем чем раньше начать такую работу с неблагополучным должником, не пытаясь выносить сор из избы, тем больше спектр конструктивных решений.

Кроме того, банки поняли, что работа с проблемной задолженностью – отдельная специальность, требующая соответствующих навыков, неангажированности и даже особого психологического склада. Гораздо больше внимания стало уделяться созданию отделов по работе с проблемными кредитами. И хорошо, если такой отдел может подключаться к работе с проблемными заемщиками достаточно рано, чтобы выполнять функции интенсивной терапии, а не морга.

Что касается компаний-заемщиков, то и они, как мне кажется, извлекли полезные уроки. Вот некоторые из них.

Думайте, как отдавать кредиты, не надеясь на бесконечное рефинансирование.

Не финансируйте долгосрочные проекты короткими деньгами.

Требуйте от всех ваших менеджеров (а не только от казначейства) нацеленности на повышение денежных потоков.

Если трудности с погашением кредитов возникли, не отрицайте проблему – проявите инициативу: банкиры это ценят.

Не надейтесь, что реструктуризация – дело пары писем. Запаситесь терпением, а главное – надежной и прозрачной информацией для предоставления банкам.

Поработайте над прогнозами, которые и станут основой для реструктуризации: больше всего банки не любят неприятных сюрпризов.

Попытайтесь понять, что важно для каждого кредитора: полная выплата кредита; погашение с дисконтом, но в сжатые сроки; возможность получения дополнительного дохода?

И приготовьтесь, что будете иметь дело не с теми людьми в банке, с которыми вы привыкли ходить на ланчи, а со специалистами по проблемным кредитам.

В данном случае мы говорим о добросовестных заемщиках, а не о сюжетах с выводом активов. Но тут уж «каждый выбирает по себе».