Маленький начальник

Тем, кто решил стать вторым Марком Цукербергом, придется не только почивать на лаврах, но и работать директором
Bloomberg
Bloomberg

Новый фильм «Социальная сеть», который должен выйти на экраны в ближайшие недели, может вдохновить некоторых студентов колледжей пойти по стопам героя фильма, основателя компании Facebook Марка Цукерберга. Но в реальной жизни, а уж тем более в реальном бизнесе многие молодые предприниматели обнаруживают, что их нежный возраст вовсе не является преимуществом.

Сменить прическу

Успех компаний вроде Facebook и Google, которые открыли Ларри Пейдж и Сергей Брин (в те времена им было по 20 с небольшим), подтолкнул к мысли о предпринимательстве множество учащихся. По данным исследования, проводившегося в 2007 г. некоммерческим фондом Ewing Marion Kauffman (Канзас-Сити, штат Миссури), занимающимся вопросами предпринимательства, – самого свежего на данную тему – около 40% молодых людей в возрасте от восьми до 21 года говорят, что хотели бы в будущем открыть свое дело. Но мало кому из них приходит в голову, что в столь юном возрасте им придется быть начальниками.

«Молодые генеральные директора должны понимать, что старшее поколение может смотреть на мир по-другому, – говорит Джим Линк, управляющий директор рекрутинговой фирмы Randstad из Атланты. – Они выросли с другим набором ожиданий и ценностей. А потому юному директору, возможно, придется умерить амбиции и изменить стиль работы».

Когда в 2004 г. длинноволосый подросток Рей Лэнд открыл в Брендфорде, штат Флорида, транспортную компанию Fabulous Coach, он никак не мог нанять на работу водителей. В конце концов он сдался и постригся.

«Мне никто прямо не говорил, что не хочет работать со мной из-за моего возраста, но наверняка дело было в этом, – говорит ныне 23-летний «остепенившийся» Лэнд. – Я стараюсь выглядеть профессионально и следить за тем, как разговариваю с людьми». И все равно, сокрушается Лэнд, многим из его 76 сотрудников довольно трудно рассматривать его в качестве руководителя, особенно тем, у кого есть дети примерно его возраста. Некоторые сотрудники прямо признаются, что воспринимают его как сына. Другие называют его «парнишка».

«Я стараюсь не обижаться», – улыбается Лэнд, у которого в кабинете в знак уважения ко всем поколениям имеются и печатная машинка, и iPad.

Лэнд говорит, что успех его компании, продажи которой составляют $4 млн в год, помог поднять его авторитет среди сотрудников. «Стоит тебе доказать, что ты не зря занимаешь свое место, как тебя начинают уважать», – уверен Лэнд. Хотя некоторые заходят слишком далеко и просят у молодого начальника совета по всем вопросам – от ипотеки до семейных конфликтов. «Они обалдели! – возмущается Лэнд. – Я же все еще живу с родителями!»

Не скрывать возраст

Рейчел Уикс говорит, что стесняется своего возраста. «Вы должны быть готовы к тому, что войдет солидный клиент и у вас же спросит, где ваш начальник», – смеется 26-летняя основательница компании School House – бренда одежды для университетов, который она запустила в 2007 г. после окончания Университета Дьюка. «Мне, например, было неудобно спрашивать людей, каков их опыт управления компанией по пошиву одежды или цепочками поставок, когда я сама занималась всем этим всего полгода», – добавляет она.

Однако Уикс говорит, что не пытается скрыть возраст от своих шести сотрудников, в числе которых есть специалисты и старше, и моложе ее, живущие в Нью-Йорке, Дареме, штат Северная Каролина, и Шри-Ланке. «На Facebook до сих пор висят мои фотографии с вечеринок в колледже, я их не прячу и не стесняюсь», – говорит она.

Не писать эсэмэсок

Потерять уважение сотрудников можно иными способами. Например, если молодые начальники пользуются в общении с более старшими сотрудниками языком sms, их авторитет легко может пошатнуться, предупреждает Джастин Фейхи, президент консалтинговой компании Fahey Communications из Крэнфорда, штат Нью-Джерси: «Надо сохранять дистанцию и демонстрировать профессионализм».

Конечно, это нелегко, если у вас детское лицо, как у того же Марка Цукерберга или предпринимателя Тейлора Мингоса. Как-то раз в 2008 г., рассказал Мингос, его авторитету лидера компании был нанесен сокрушительный удар: он заказывал пиво в ресторане, куда пошел с несколькими сотрудниками. «У меня потребовали документы», – жалуется 25-летний генеральный директор компании Shoeboxed.com из Дарема. И не скрывает, что его сотрудники, среди которых были и люди вдвое старше его, захихикали.