Искусство труда

В корпусе Бенуа открылась выставка «Гимн труду». Для Русского музея ее можно счесть во многом переломной
PhotoXpress
PhotoXpress

Выставка, на которой разлит самый сок соцреалистической живописи 20–50-х гг., ставит определенную веху в отношениях Русского музея со своей коллекцией. Соцреализм здесь выставляли, но до cих пор с единственной целью: доказать, что он ничем не хуже всего остального русского искусства и в нем тоже есть свое новаторство и своя оригинальность. Теперь же ничего доказывать не собираются, а это большой прогресс.

На выставке «Гимн труду» подразумевается, что ее посетитель уже вполне знаком с предыдущими музейными ретроспективами советской живописи и для него не новость, что качество полотна вовсе не зависит от того, написано оно по заказу Наркомпроса или по велению души художника.

«Гимн труду» в виду отказа от первооткрывательского пафоса лишен отличительной черты русскомузейных выставок – работы экспонируются не по хронологии (из чего неминуемо бы родился сюжет укрощения буйных красок тусклыми стандартами), а тематически. В одном зале парадные портреты рабочих, в другом – индустриальные пейзажи, в третьем – шахтеры и метростроевцы с отбойными молотками. Так что сюжет здесь иной: эпоха в деталях.

Дейнеку, Самохвалова, Филонова и прочие козыри (представленные к тому же хрестоматийными работами) выдают сразу – в первом же зале. Чтобы потом глаз их не искал, а спокойно исследовал прочие экспонаты.

Здесь уже не требуется подталкивать зрителя к тому, чтобы он полюбил соцреализм. Он и так, только зайдя в зал, ищет глазом авангардизм в русле индустриальной живописи. И находит – кандинские полотна Израиля Лизака, бьющего по глазам яркими красками и балансирующего на грани абстракции; эпические, словно религиозные, барельефы Меера Айзенштадта; вовсе брейгелевские работы Вячеслава Пакулина, где по заводским цехам горошинами рассыпаны фигурки рабочих.

Полотна, воспевающие труд, здесь выставляют не как диковину, а как вполне логичную, ничуть не странную эпоху в истории искусства. Хотя и тут есть вещи, которые могут удивить, – правда, относящиеся не к живописи, а к декоративно-прикладному искусству. Керамические шахматы, в которых ладьи выполнены в виде цистерн с силосом; ткани с промышленными узорами. Есть и блок кондового соцреализма, который общую картину портит и несколько возвращает выставку на уровень культпросвета. Но главным все равно остается представленная как данность живопись.

Вот и на недавней шумной выставке «Удар кисти» явно читалось, что Новиков, Котельников и Савченков – панки-нонконформисты – вдохновлялись именно этим искусством. Вполне правомерно, что соцреализм воспринимается как часть истории искусства, не забытая и не опороченная, на которую не нужно смотреть какими-то другими глазами. Просто хорошая живопись, которую лишний раз увидеть не грех.